Faces&Laces 2012
Afrika Bambaataa на главной сцене Faces&Laces 2012
Без сомнения, Afrika Bambaataa — икона современной поп-культуры. Так же один из первых диджеев, чье творчество явилось основой для зарождения хип-хоп культуры и современной электронной музыки в целом. Он был первым, кто объединил электронную музыку (например, Kraftwerk) с африканскими музыкальными традициями (r&b, funk, soul), и дал рождение абсолютно новому музыкальному феномену. Начав свой творческий путь в середине 70-ых, Afrika Bambaataa и по сей день активно выступает и каждое его шоу — это большое событие.
Добрый вождь
Его имя не так хорошо известно многим молодым поклонникам хип-хопа. А ведь именно Африка Бамбата придумал так называть стремительно набирающий популярность в начале 80-ых музыкальный стиль. Именно за это его и прозвали «крестным отцом хип-хопа».
Африка родился и вырос в Южном Бронксе. В конце семидесятых Нью-Йорк представлял собой настоящие каменные джунгли, в которых царствовали уличные банды. Если ты родился черным и бедным, стать уличным хулиганом было столь же естественно, как для детей среднего класса отправиться в колледж после окончания школы. Африка попал в легендарную банду Black Spades, наводившую страх на всю округу и даже стал в ней одним из лидеров. Однако, с детства любивший музыку Бамбата, быстро понял, что бесконечные драки и наркотики — это очень быстрый путь в никуда.
Победив в конкурсе эссе, он выиграл поездку в Африку, которая навсегда изменила его мировоззрение. Посетив нетронутые цивилизацией племена, он был поражен их социальной солидарностью и вернулся в Америку полный решимости создать подобное братство. Так появилось объединение The Universal Zulu Nation, первыми членами которой стали бывшие боевики из Black Spades. Собственно в этот момент Африка и поменял свое имя, взяв себе псевдоним в честь знаменитого вождя Зулу (сам он утверждает, что его имя переводится, как Добрый Вождь).
Afrika Bambaataa Flyer
Как раз в это время в Нью-Йорке случился крупный блэкаут, благодаря которому в черных районах появилось большое количество ворованного диджейского оборудования. Все больше хулиганов стали пробовать свои силы в музыке, а не в издевательствах над тем кто слабей. АФРИКА устраивает множество вечеринок в Южном Бронксе и становится настоящим кумиром среди местных репперов, би-боев и граффити-райтеров. «Мы конечно были большими выдумщиками в то время. Многие люди просто не могли понять, каким образом мы извлекаем все эти звуки.» — рассказывает Бамбата о тех временах.
В 1982-м он уже отправляется в первое больше хип-хоп турне по Америке, проповедуя идеалы любви, равенства и веселья. «Мне очень жаль что на международном уровне, мало кто до конца понял мои идеи, » – cетует Бамбата, — «Многие слишком концентрировались на музыкальном аспекте, и не обращали внимания на гуманитарную сторону того, что мы пытались сделать.» В этом же году Африка вместе с Артуром Бакером выпускает сингл Planet Rock — ставший настоящим прорывом в музыкальной индустрии. Во время работы над треком, Бамбата долго экспериментировал с сэмплами таких электронных групп как, например Yellow Magic Orchestra, в результате ему удалось создать уникальный микс из европейских музыкальных традиции и черного грува. Planet Rock сразу же стал классикой, сделав из Африки Бамбаты гуру хип-хопа и электро, с которым рады были поработать все тогдашние звезды от Джонни Лайдона до U2.
В этом году синглу Planet Rock уже исполнилось 30 лет, но Африка Бамбата все еще в строю. Zulu Nation имеет филиалы в Франции, Австралии и даже Японии. Сам он активно гастролирует, а его творчество пытаются переосмыслить в своих работах многие музыканты от Mos Def до Rage Against The Machine. Ему, похоже, совсем нет дела до звездного статуса, который он по праву заслужил. «Хип-хоп стал очень большой машиной по зарабатыванию денег, множество коммерческих радиостанций только и думает, о том как лучше обчистить кошельки своих слушателей. Но меня это не сильно печалит, интернет дал музыке много свободы. И слава Богу, на свете есть еще много диджеев, которые готовы идти вперед и смешивать жанры, как мы делали это в семидесятые и восьмидесятые, » – говорит Африка в одном из своих недавних интервью.
Менеджер и идеолог Sex Pistols Малкольм Макларен о своей встрече с Африкой Бамбатой в конце 70-х:
«Однажды в Нью-Йорке я увидел большого черного человека, который прогуливался в майке „Never Mind The Bollocks“. Мы разговорились, и он мне сказал, что очень любит „Sex Pistols“ — но не музыку, а идею, — и пригласил на свою вечеринку в этот же день. Звали его Африка Бамбата. Я тогда плохо знал Нью-Йорк и два часа ловил такси, потому что никто не хотел ехать в Южный Бронкс. В конце концов один таксист сказал мне: „Садись, закрывай все окна, прячь свои деньги в носок. Но имей в виду: назад ты никакого такси не поймаешь — их там не бывает.“ Когда мы приехали уже темнело.
Я вышел из машины, чтобы посмотреть тот ли адрес, но когда обернулся, ее и след простыл. Вокруг высились большие нежилые дома с черными проемами окон. Никакой вечеринки видно не было, зато вокруг было много черных парней. На самом деле я немного испугался. И тут я услышал звуки музыки, они доносились оттуда же, откуда струился маленький лучик света. Наконец я увидел грубые столы, на которых стояли вертушки. Черные люди, крутя пластинки, перебрасывались микрофоном и что-то дико кричали в него поверх играющей музыки. Человек, который пригласил меня, стоял надо всем этим, скрестив руки на груди, как повелитель всего этого кромешного ада. И вот я стою рядом с Африкой Бамбатой и вижу колышущийся океан танцующих людей. Играют пластинки Гарри Ньюмена, The Cars, Джеймса Брауна. Двое его здоровенных дружков зажигают факелы, устанавливают их на полу, люди начинают расступаться, расчищая место — и эти парни начинают танцевать на голове! Мне стало казаться, что я не в Нью-Йорке, а в африканских джунглях. Это было очень натурально, первобытно, вдохновляюще…»
Afrika Bambaataa выступит на главной сцене Faces&Laces 24-го июня в 20.30.