Пражская весна
Сообщения: 7,283
Регистрация: 12.04.2005 Откуда: Футурама |
10 августа 2010, 15:07
| | |
#20 (ПС)
| ну в общем, мой текст готов:
-Я бы поставил вопрос по другому – за что люди любят детективы вообще (хотя я и не люблю огораживаться рамками только одного жанра), прежде всего, это, как говорится, острый сюжет. Серебряный век поэзии, как и каменный век истории уже давно в прошлом. Сейчас людям не интересны чувства девушки, чей возлюбленный только что ушёл на войну, размытые потёкшей тушью чернил на 200 страниц. Время идёт вперед, всё ускоряется, сюжеты становятся динамичными, развиваются сразу во многих плоскостях пространства и времени, а потом бах, и последняя глава, как последний кусок пазла ставят всё по своим местам.
-Очень интересно! Позвольте, теперь и я расскажу вам свой детектив, только сперва угощу вас… кофе. Вы же любите кофе?
-Да, да, я люблю кофе.
-Ну и отличненько. Официант, мне пожалуйста еще бокал пива, и кофе для мистера Диссеса.
«Бокал пива для вас, и кофе для мистера Диссеса» повторяет официант, натягивая на себя «улыбку для чаевых», и удаляется в сторону кухни.
-Итак, мистер Диссес, вы плохой писатель. Нет, нет, не обижайтесь, я должен начать рассказ именно так. Я считаю, что вы плохой писатель, но это не мешает вам быть хорошим читателем. Итак, представьте себе – семена падают в почву, и из неё прорастает жизнь. Позже жизнь становится деревом, дерево обрастает листьями, и учебниками по ботаники трактуется, как черешчатый дуб, но никакие протесты «зелёных» и никакая забота о лёгких планеты не мешают мужчинам с татуировками на руках и бензопилами умертвить этот дуб. Но знаете, говорят, дух вечен, и дуб становится столом, а тот в свою очередь обрастает бетоном пола, стенами из красного кирпича, потолком и людьми, которые пьют и едят, ведь вывеска снаружи гласит, что это Бар. За стол садятся два человека, один из них – известный писатель, а другой в этот момент рассказа пока еще журналист.
-Если вы сейчас про нас, мистер Кройф, могли бы так и сказать.
-Вот! Вот именно поэтому вы и плохой писатель. Вся суть в метафоре. Ведь всё уже написали, мистер Диссес, а значит, нам остается всего лишь обернуть это «всё» в другую метафору. Поправить акценты, перенести смысл с одного на другое. Да и собственно, метафорой не обязательно должно быть дерево, стол, или жизнь, ей может быть и само произведение. Запомните, это будет очень важно в дальнейшем.
-Я понял, мистер Кройф, давайте ближе к сути.
-Да, да, я продолжаю, просто здесь важны детали. Итак, двое мужчин сидят за столом в баре, один из них среднего роста, чуть полнее, чем должен был быть, одет в джемпер, из под которого выглядывает воротник рубашки, что обычно свойственно интелегентным и творческим людям, он ест салат и попивает кофе, ведь его обычно и пьют интелегентные и творческие люди. Второй – высокий и худой, пьёт пиво, закусывая баварскими сосисками. Кто из них кто, я думаю можно догадаться и по этим описаниям, ведь мы с вами пишем детектив. Тут, как вы уже заметили, я ввожу главное упрощение – в моём детективе не нашлось места событиям, одновременно происходящим в разных пространственных измерениях, всё ограничилось банальным четырехмерным пространством высотой 3,20 метра, шириной от стены до стены, я думаю метров 15, и длиной, если считать до той стены за баром, 30 метров. Всё действие уложится в каких-то 10 минут. Если окинуть зигзагом всё помещение, начиная с дальнего левого угла, то за стойкой бара мы увидим бармена, равнодушно протирающего стаканы, и периодически переговариваясь с официантом, наливающего по бокалам различного цвета и градуса жидкости. В правом углу две двери – первая ведёт на кухню, вторая в уборную (простите меня за такие разговоры за столом). Далее четыре стола, с табличками «зарезервировано» образуют прямоугольник, и только за столиком слева одинокий мужчина ковыряется вилкой в тарелке. Чуть ближе к центру комнаты мужчина в дорогом пиджаке о чем-то смеется с блондинкой в платье (он заказывает ей третий коктейль). Справа, у самой стены два молодых парня пьют пиво с картошкой фри, периодически отвлекаясь на то, чтобы показать друг другу что-то на своих телефонах. Далее, почти в геометрическом центре помещения за столом сидят двое: один – известный писатель, другой – пока еще просто журналист. Они разговаривают о том, о чём слышат только две семейные пары, что сидят по соседству, чуть ближе к выходу, распивая бутылку вина. За ними, левее, расположились еще двое мужчин, настолько неприметных, что я и не заметил бы их, не будь они замешаны в детективном рассказе. Справа, у выхода, мужчина с густыми бровями и крашеной бородой, в тёмных очках, современному Шерлоку Холмсу говорящих скорее о пристрастии к наркотикам, нежели о светобоязни, пьёт чай с десертом. И это все наши подозреваемые, не считая четырёх поваров за первой дверью, охранника на улице и еще пяти миллиардов человек на планете. Так кто же убийца, мистер Диссес?
-Какой убийца? Ведь никого же не убили.
-Пока не убили, но скоро убьют.
-Ну, вот когда убийство произойдет, тогда и можно будет рассуждать. Я не знаю. Писатель во мне сказал бы, что это официант, ведь на его описание вы затратили меньше всего слов, но это было бы так пошло, читатель, наверное, подумал бы о тех двух неприметных мужчинах, да или сразу на всех. Нельзя ничего утверждать, ведь я не знаю, кого убьют.
-Отлично, отлично, - говорит мистер Кройф, смотрящий в экран мобильного телефона, несколько секунд назад щелкнувшего сигналом смс-сообщения. – а теперь настало время запустить часы нашего детектива. Итак, в начале повествования в баре сидят двое мужчин (один из них известный писатель, а другой – пока еще журналист). Они разговаривают о том, что слышат только сидящие по соседству две семейные пары. Сперва больше говорит писатель, (тот, что толще, чем должен был быть, и что поедает салат с кофе), но после того, как пока еще журналист, поднятием руки подзывает официанта, и делает заказ, всё меняется, и уже высокий и худой сваливается в длинный монолог. Он достает телефон, показывает что-то собеседнику, и тот удивленно смотря на него, включается в какой-то спор, слышимый лишь за соседним столиком. Обстановку разряжает официант: «пожалуйста, бокал пива для вас, и кофе для мистера Диссеса». Из-за столика, что у двери встаёт мужчина с густыми бровями и крашеной бородой (в тёмных очках), он направляется к туалету, однако дойдя до края барной стойки, так, что от спины писателя его отделяет только прямоугольник случайно зарезервированных столов, он достаёт из под пиджака пистолет с глушителем, и выстрелив в голову мистеру Диссесу, с поклоном удаляется в дверь на кухню. В следующие 10 секунд произойдет очень много событий для столь короткого промежутка времени: одинокий мужчина слева сделает полуоборот, блондинка откроет рот, чтобы закричать, двое молодых парней выпучат глаза, и телефоны их, выпадая из рук, замрут в двух сантиметрах от стола (я же рассказчик, и могу управлять временем), журналист Кройф, отпрянет от стола, чтобы замереть там от испуга, один из мужчин за соседним столиком, вскочит, чтобы закрыть собой жену, вторая же семейная пара закроют голову руками, как будто это защищает от пуль, неприметные мужчины замрут, думая, что они настолько неприметные, что убийца не отличит их от стен, но мы с вами перенесемся в другое пространство и время, ведь книги никогда не получаются такими, каким ты их задумал.
-Постойте, мистер Кройф, но почему же убивают меня? Что за наглость?
-А это интересный вопрос. Читая детективы, нас, прежде всего, интересует КТО убил, а уж потом ПОЧЕМУ. Когда же дело касается нашей смерти, то тут на первый план выходит другой вопрос: почему именно я? И уже потом, кто этот мужчина в тёмных очках.
-Ну так и почему же я?
-Хорошо, я дам вам подсказку – потому что вы тут пока что еще единственный известный писатель. А теперь, с вашего позволения, я продолжу. И так, в то время, пока двое мужчин разговаривали о том, о чём слышат только за соседним столиком, мы с вами переносимся в другое пространство. Представьте себе кабинет с несколькими книжными шкафами и кондиционером. В кабинете – стол, на котором среди груды бумаг, желтой от кофе чашки, среди пепельницы, ежедневника и нескольких визиток, затерялся компьютер. На компьютере текст, возле текста человек (и именно в таком порядке они влияют на нашу историю, ведь этот человек – главный редактор издательства, а этот текст – детективный роман некоего журналиста). Если позволить себе еще одну вольность, и забежать вперед, в то время, когда мистер Диссес уже будет мёртв, то этот роман побьет все рекорды продаж, и принесёт издательству очень хорошую прибыль. Главный редактор понимает это, дочитывая последний абзац, и поэтому присылает мне вот такое сообщение. –С этими словами Кройф протягивает мистеру Диссесу свой телефон.
«Роман действительно великолепен. Мы согласны на ваши условия.»
-Да, да, мистер Диссес, если вы вспомните, что делали те двое в кафе, перед тем, как пуля поделила их на два, то должны будете понять, что буквально через пару минут, когда работник типографии нажмёт на кнопку пуск, а мужчина в тёмных очках на курок, вас не станет.
-Так вы написали книгу? Что ж, это похвально, но я надеюсь, что она не в стиле этого вашего рассказа про то, как убивали меня, а то в нём ничего не понятно. Кто, например, этот человек в тёмных очках, с густыми бровями? Каковы его мотивы? Где последний элемент пазла? И как вы там говорите: «почему именно я»?
-Мистер Диссес, первое правило хорошего литературного произведения – нужно оставить пространство для мысли читателя. Пусть он сам и придумает мотив, пусть придумает личность убийцы, ведь он же придумывал это произведение вместе с нами. Представим, что я бы не рассказывал вам весь этот сюжет, а написал бы его, вот, предположим, на салфетке (понадобилось бы много салфеток), тогда вы бы представили себе убийцу с бородой, покрашенной в рыжий цвет, хотя мы то видим – что она черная. Хотя возможно, что вы бы и угадали. Я написал другой детектив, мистер Диссес, не тот, который разворачивается между убийством и его раскрытием, как сказал некто. Если вы стараетесь быстро перемотать события, а на конечном кусочке пазла, затратив всю свою писательскую мощь, максимально подробно описать логические связи всех этих событий, то я же наоборот, уделяю внимание деталям, нежели событиям, и предоставляю вам право самому написать детектив. Да и вообще, вспомните, что я говорил про метафору.
-Но ведь всё должно подчиняться сюжету, логике если хотите. Не так ли, мистер Кройф? В чем же прелесть этого вашего рассказа? В том, что я должен сам его придумать?
-Прелесть в том, что это реальность…
-Ха! Так если это реальность, то получается, меня сейчас убьют, да? Очень смешно, - мистер Диссес саркастически смеется.
-Ну, об этом нам скажет официант.
Подходит официант, говорит: «пожалуйста, бокал пива для вас, и кофе для мистера Диссеса». Мужчина за столиком у двери встаёт. |