я загляделся, а потом и задремал сидя. Осторожный кашель разбудил меня; я открыл глаза и увидел перед собою жида лет сорока, в долгополом сером кафтане, башмаках и черной ермолке. Этот жид, по прозвищу Гиршель, то и дело таскался в наш лагерь, напрашивался в факторы, доставал нам вина, съестных припасов и прочих безделок; росту был он небольшого, худенький, рябой, рыжий, беспрестанно моргал крошечными, тоже рыжими глазками, нос имел кривой и длинный и все покашливал.
Он начал вертеться передо мной и униженно кланяться.
- Ну, что тебе надобно?-спросил я его наконец.
- А так-с, пришел узнать-с, что не могу ли их благородию чем-нибудь-с...
- Не нужен ты мне; ступай.
- Как прикажете-с, как угодно-с... Я думал, что, может быть-с, чем-нибудь-с...
- Ты мне надоел; ступай, говорят тебе.
- Извольте, извольте-с. А позвольте их благородие поздравить с выигрышем...
- А ты почему знаешь?
- Уж как мне не знать-с... Большой выигрыш... большой... У! какой большой...
Гиршель растопырил пальцы и покачал головой.
- Да что толку,- сказал я с досадой,- на какой дьявол здесь и деньги?
- О! не говорите, ваше благородие;ай,ай,не говорите такое. Деньги-хорошая вещь; всегда нужны, все можно за деньги достать, ваше благородие, все! все! Прикажите только фактору, он вам все достанет, ваше благородие, все! все!
- Полно врать, жид.
- Ай! ай!-повторил Гиршель, встряхивая пейсиками.- Их благородие мне не верит... ай... ай... ай...-Жид закрыл глаза и медленно покачал головою направо и налево...- А я знаю, что господину офицеру угодно... знаю... уж я знаю!
Жид принял весьма плутовской вид...
- В самом деле?
Жид взглянул боязливо, потом нагнулся ко мне.
- Такая красавица, ваше благородие, такая!..-Гиршель опять закрыл глаза и вытянул губы.- Ваше благородие, прикажите... увидите сами... что теперь я буду говорить, вы будете слушать... вы не будете верить... а лучше прикажите показать... вот как, вот что!
Я молчал и глядел на жида.
- Ну, так хорошо; ну, вот хорошо; ну, вот я вам покажу.,.- Тут Гиршель засмеялся и слегка потрепал меня по плечу, но тотчас же отскочил, как обожженный.
- А что ж, ваше благородие, задаточек?
- Да ты обманешь меня или покажешь мне какое-нибудь чучело.
- Ай, ваи, что вы такое говорите? - проговорил жид с необыкновенным жаром и размахивая руками.-Как можно? Да вы... ваше благородие, прикажите тогда дать мне пятьсот... четыреста пятьдесят палок,-прибавил он поспешно...-Да вы прикажите...
В это время один из моих товарищей приподнял край палатки и назвал меня по имени. Я поспешно встал и бросил жиду червонец.
- Вецером, вецером,- пробормотал он мне вслед.
http://turgenev.niv.ru/turgenev/proza/zhid.htm