интервью с Карлом Штайнбергом, основателем Steinberg Software и изобретателем протокола VST Часть 1 Musotalk.de: Итак, Чарли, людям нетерпится узнать как же вы занялись музыкальным софтом, потому что насколько мне известно, вы изначально были музыкантом и звукоинженером, так? Что сподвигло вас на занятие кодами?
К.Штайнберг: Ну да, всё верно. Во время записи моей группы я познакомился с Манфредом Рюрупом. В той студии я работал ещё и звукоинженером. Манфред Рюруп был студийным музыкантом и играл в то время со многими группами, а у меня было полно оборудования. Он привозил из Штатов журналы по клавишам, а я начинал вникать в С64...
Musotalk.de: Коммодор!
К.Штайнберг: Именно, Коммодор!
Дальше появились Sequential с новым стандартом МИДИ, Ямаха участвовала, так и родился новый стандарт МИДИ. Я подумал "а не покопаться ли во всём этом чуть-чуть, попробовать записать МИДИ и соорудить небольшую студию внутри компьютера?" С этого фактически всё и началось.
Нам приходилось даже создавать с нуля свои собственные интерфейсы, просто потому что их не существовало в то время.
Musotalk.de: Значит правда то, что это было действительно с нуля, у вас не было багажа знаний и вы просто-напросто стали ваять с той теорией, которой владели, так? Вы учились в процессе.
К.Штайнберг: Да, можно и так сказать! Ну, то что у нас было - это базовые знания, note on, note off и т.п. Запись была проблемой, потому что не хватало памяти, но в итоге всё заработало - главное было начать и уже искать пути решения.
Musotalk.de:На этом этапе речь шла о записи в реальном времени или пошагово?
К.Штайнберг: Нет-нет, в реальном времени. Пошаговая запись уже существовала. Ты вводил цифровые параметры сообщая секвенсору что играть.
Однако то, что мы делали было записью в реальном времени. У нас были даже примочки типа квантизации в реальном времени, которой можно было манипулировать, получая неожиданные эффекты, вроде воспроизведения дорожек в два раза быстрее...
Musotalk.de: Прикольно!
К.Штайнберг: ... Сегодня такого не увидишь!
Musotalk.de: И вас было только двое вначале - вы применяли всё это в студии, правильно?
К.Штайнберг: Да в студии и на сцене. Манфред применял свой портативный C64 на сцене во время гастролей со своими группами. Это превратилось в нечто вроде сценического аттракциона, особенно для телевидения. Он показывал это разным людям. Одни въезжали, другие - нет! Так мы, я думаю, и распространили заразу.
Musotalk.de: Но вашей изначальной целью не было создание музыкального ПО, ведь так? Это всё предназначалось для вашего личного пользования.
К.Штайнберг: Ну, на самом деле мы видели потенциал и пробовали сосватать это людям из индустрии, но они и слушать не хотели.
Musotalk.de: А как же легенда о том, что вы пытались продать вашу технологию Амптауну [сеть муз.магазинов в Германии]
К.Штайнберг: (подмигивая) Ну, возможно нам это даже удалось.
Musotalk.de: А-а-а-а !
К.Штайнберг: Ну, Герхард Лэнгелинг работал в то время с ними, а мы позже успешно работали в качестве торговых агентов для одного из ПО, им написанных, и в результате он организовал свой собственный бизнес!
Musotalk.de: Значит это правда, что C-Lab, как тогда назывался софт Лэнгелинга, и Стайнберг были не конкурентами, а скорее единомышленниками.
К.Штайнберг: Ну, не настолько - мы время от времени сотрудничали, особенно когда дело дошло до продаж нашего ПО, но вы правы, тот факт что оба начинали в Гамбурге любопытен.
Musotalk.de: Все дело наверно в скверной гамбургской погоде !
К.Штайнберг: A! Там сейчас снова ливень - великолепно!
Musotalk.de: Когда вы выпустили свой первый коммерческий продукт, ваша фирма, если не ошибаюсь, называлась Steinberg Research?
К.Штайнберг: Действительно! Первым продуктом был "Multitrack Recorder" и он был полукоммерческим, с руководствами напечатанными на миллиметровке, но так мы начинали. Его наследником стал "Pro 16", основанный на том же движке, хотя тогда мы его так не звали. Тогда у нас уже были торговые представители и дело набирало обороты с вовлечением специалистов, таких как Вернер Крахт, который создавал софт под Атари, когда они стали популярными. У них тоже был МИДИ интерфейс!
Musotalk.de:Итак, подытоживая, всё началось с Pro 16, так? Затем пришло время Pro 24, как оно называлось в Британии и которое стало для Steinberg прорывом, потому что это ПО, насколько я знаю, было первым для Атари, которое можно было назвать профессиональным, я прав?
К.Штайнберг: Да, недалеко от истины! Мы очень рано начали работать на компьютерах Атари, и вокруг МИДИ интерфейса, с которым они продавались, был большой ажиотаж и шумиха. Плюс у Атари был графический интерфейс, хотя у нашей программы он был достаточно скромным, только кнопки.
Вообще-то он напоминал reel-to-reel дистанционный контроллер.
Musotalk.de: И Атари завоевали мир, разве не так?
К.Штайнберг: Именно так, можно было с достаточной уверенностью сказать что он был чем-то вроде Мака, у него был графический интерфейс и, прежде всего, он был по карману, чего не скажешь о Маке в ту пору.
Musotalk.de: Да уж, я помню что заплатил где-то в районе 1500-2000 марок за свой первый Атари. Значит тогда было начало моего знакомства со Steinberg, вы меня ещё вспомните...
К.Штайнберг: (смеясь) ... ага, начало конца!!
Musotalk.de: Ну, в смысле начало конца Pro 24 , потому что тогда в 1988 вы уже разрабатывали Кьюбэйс
К.Штайнберг: ... ага ...
Musotalk.de: ... И тогда же вы запустили другой проект MROSS! А это что за зверь?
К.Штайнберг: MROSS расшифровывается как MIDI Realtime Operating System (МИДИ ОС реального времени) - ну ОС может это преувеличение, но она отлично справлялась с синхронизацией и координацией сложных временнЫх процессов связанных с МИДИ информацией.
Это позволяло синхронизировать несколько устройств и было по сути системой драйверов, но главное - она работала в реальном времени и была надежной.
провёл по Скайпу Ханс Йорг
оригинал интервью на немецком
www.musotalk.de
перевод на английский Bonteburg
www.kvraudio.com