Все (c) Jet.
Благодарности и отзывы в форум, форумным приватом и мылом на
[email protected].
Выпуск первый "Что такое свастика?".
В следующем номере читайте "Переводы интервью Африка Бамбааты.
----------------------------------------------------------------------
Одной из самых поразительных форм «горизонтального» креста, то есть креста, спроектированного на плоскость, олицетворяющую собой определенную степень существования, является знак свастики.
Этот символ можно приписать непосредственно изначальной Традиции, ибо с ним можно встретиться в самых разных странах, часто весьма отдаленных друг от друга во времени и пространстве. Свастика вовсе не является исключительно восточным символом, как полагают некоторые: она распространена повсеместно, от Дальнего Востока до Дальнего Запада, и даже у некоторых коренных народов Америки зафиксировано ее существование.
Верно то, что к настоящему времени символ свастики сохранили главным образом народы Индии да Центральной и Восточной Азии, как верно и то, что, возможно, в этих регионах истинное значение этого знака известно до сих пор; но даже в Европе свастика вовсе не исчезла полностью. В древности этот знак встречался иногда у кельтов и в доэллинской Греции, на Западе же в старину он был одной из эмблем Христа и употреблялся вплоть до конца Средневековья.
Всюду мы утверждали, что свастика, по сути своей, есть «знак полюса». Если сравнить ее с фигурой креста, вписанного в окружность, будет ясно, что в некоторых отношениях это абсолютно эквивалентные символы; однако в свастике вращение вокруг фиксированного центра, вместо того, чтобы быть представлено окружностью, ясно выражено с помощью коротких линий, присоединенных к концам рук креста и образующих с ними прямой угол. Эти линии есть касательные к окружности, означающие направление движения в соответствующих точках. Поскольку окружность олицетворяет собой манифестированный мир, факт того, что окружность эта лишь «предполагается» в данном символе, ясно указывает на то, что свастика символизирует не мир как таковой, а, скорее, воздействие на этот мир со стороны Принципа.
Установив, таким образом, связь свастики с вращением сферы, в том числе и сферы вокруг небесной оси, мы должны увидеть свастику как проекцию на плоскость экватора, а в таком случае центр свастики, как уже объяснялось, окажется проекцией оси на плоскость, ей перпендикулярную. Что касается направления вращения, которое задает эта фигура, то оно важно лишь во вторую очередь и не влияет на основной смысл самого символа. Практически можно встретить как форму свастики, задающей вращение по часовой стрелке, так и обратную. Последнее вовсе не обязательно значит, что эти два знака находятся по отношению друг к другу в какой-либо оппозиции. В некоторых странах в определенные эпохи и впрямь могли возникнуть схизматические движения, встающие в оппозицию к ортодоксальной традиции, когда раскольники, чтобы подчеркнуть свой антагонизм с последней, могли умышленно взять фигуру, имеющую противоположную ориентацию по отношению к символу, используемому в среде, от которой они стремились отмежеваться. Но все это никоим образом не затрагивало сущностное значение, всегда остающееся неизменным. Кроме того, часто две формы свастики можно встретить радом — и это говорит о том, что они олицетворяют одно и то же вращение — но рассматриваемое как бы с противоположных полюсов. Последнее связано с чрезвычайно сложной символикой двух гемисфер, которой мы не будем здесь касаться.
Мы не считаем возможным подробно осветить все проблемы, которые связаны с символизмом свастики и которые выходят за рамки данного труда. Однако важность этого символа с точки зрения Традиции не позволила нам и вовсе пренебречь рассмотрением этой специфической формы креста.
(клава из книги Рене Генона, дается без примечаний автора)
-------------------------------------------------------------
О(крюкообразный крест) - особого рода крест, ставший известным в первую очередь как политический символ и содержащий праиндогерманский или специфически германский смысл. На самом деле свастика обнаруживается во многих культурах Старого и Нового Света и понимается как вариант системы круговой ориентации (креста в круге). Загнутые под прямым углом концы креста указывают направление движения по кругу. Тем самым знак по смыслу близок, например, представлению о бесконечной сменяемости и повторяемости времен года.
Слово "свастика" происходит' из Индии и означает "это хорошо". Символизирует жизнь, движение, счастье, удачу.
Он может выступать в левои правовращательной форме и наблюдается уже ок. 2000 г. до н. э. в доарийской культуре Мохенджо-Даро (культуре Инда) и в Древнем Китае как символ четырехкратного ориентирования по частям света. Ок. 700 г. он принимает там значение числа 10000 ("бесконечность").
Свастика, которая ставит предел основополагающим символам, воспринимает их оснорополагающий символизм.
Один из старейших и сложнейших символов, доисторический и всеобщий. За исключением некоторых частей Африки и Шумера, встречается в Азии и в доарийской цивилизации долины Инда. Широко использовался джайнистами, буддистами и поклонниками Вишну; повсеместно встречается в доколумбовой Америке, как в Северной, так и в Южной; часто встречался у хеттов; обнаружен на керамике Кипра и Трои; довольно рано появился в Центральной, Западной и Северной Европе; в Исландии, Лапландии, Финляндии, дохристианской Ирландии и Шотландии; у бригантов в Англии, когда ассоциировался с языческой Бригитой или Невестой. Свастика не встречалась в Египте до последних веков перед Рождеством Христовым.
Как древний символ ариев свастика считалась неиконическим изображением их высшего божества Солнца, и небесного бога Дьяуса. Чаще всего считается солнечным символом, поскольку изображается вместе с солнечным диском. Точное же значение этого символа неизвестно. Предлагались ^акие истолкования, как вращающееся Солнце, испускающий лучи круг полуденного Солнца, солнечная колесница, полюс и вращение звезд вокруг него, четыре стороны света, четыре фазы Луны, четыре ветра, четыре времени года, движение вихря, движение, вращающее мир, центр, созидательная сила в действии, порождение циклов, вращение колеса сансары, крест как четыре угла квадрата, над которыми движется по кругу Солнце, превращая их в круг (т.е. округляя квадрат и делая квадратом круг), крест как сочетание вертикальной и горизонтальной линий, что означает дух и материю, а также четыре ступени существования. Предполагается также, что свастика олицетворяет условное изображение человека с двумя руками и двумя ногами, или соединение мужского и женского начал, динамическое и статичное, подвижное и неподвижное, гармонию и равновесие, две взаимодополняющие фазы движения, центробежное и центростремительное, вдох и выдох, уход от центра и возвращение к нему, начало и конец. Кроме того, предполагают, что она символизирует некий лабиринт, воду в движении, или, может быть, изображение разветвленной молнии, являясь сочетанием двух 2-образных символов молнии, или двух горящих факелов и их кругового движения, или двух изогнутых палочек, которые носит ведическая королева Арани для добывания огня, или кабалистического Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего хаос в центре творения, или удвоенного скандинавского Змея-Солнца. Другие полагают, что свастика была образована пересечением меандра, или как вариант креста Тау. Также предполагается, что это символ покорности и смирения, как и руки, скрещенные в знак покорности на груди. Изображения свастики появляются как у богов, так и у богинь. Изображение свастики вместе с женскими символами привело к предположению, что она символизирует четыре фазы Луны, но, в основном, она ассоциируется с солнечными и плодородными символами, такими как лев, баран, олень, лошадь, птицы, лотос. Ее можно найти на алтарях, статуях, одеяниях, урнах, вазах, утвари, керамике, оружии, щитах, платьях, монетах, а также веретенах, где, как считается, она должна означать вращательное движение веретена. В любом случае, это символ доброй удачи, доброго предзнаменования, доброго пожелания, благословения, долгожительства, плодородия, здоровья и жизни.
Есть две формы свастики: прямая и обратная, которые, как считается, символизируют мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки, а также, повидимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце. Свидетельства, что обратная свастика является женским символом можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы
Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым (трискешс) крестом.
Ее роль в качестве политического символа нацистского режима имеет своим истоком романтически завышенную, порождающую сознание превосходства оценку "германского духа" на рубеже столетий. С 1935 до 1945 г. свастика под имперским орлом (на белом или черном фоне) была символом "третьего рейха".
Совершенно не встречалась в Центральной Африке и Нижней Месопотамии, но высказывалось предположение, что четырехликий Гор и другие четырехликие боги несли ее символизм, в то время как граф Гоблет д'Алвиелла предположил, что свастика, сгих ап5а1а и крылатый диск были изначально одним и тем же символом, и потому взаимоисключающим. Он разделил древний мир на две зоны символизма, при этом свастика преобладала "во всем арийском мире, за исключением Персии, а сгих апаа1а и крылатый диск никогда не сменяли друг друга".
У буддистов: печать сердца Будды, эзотерическая доктрина Будды, колесо сансары. Один из Восьми Благоприятных Знаков на Отпечатках Ступней Будды.
В индобуддийском культурном пространстве он рассматривается как "Печать сердца Будды", а в Тибете считается знаком счастья и талисманом.
Пересекающиеся свастики, называемые иногда "узлами Соломона" символизируют божественную непостижимость и беспредельность.
Символ ведического бога огня и божественного плотника Агни (палочки для добывания огня), "мистический двойной Арани", а также Дьяуса, древнего арийского бога Неба, а позднее Индры. Ассоциируется также с Брамой, Сурьей, Вишну, Шивой и с Ганешей как первопроходцем и богом перекрестков. Свастика используется иногда для опечатывания кувшинов со святой водой из Ганга.
У индейцев Америки: Реже попадается свастика в культурах доколумбовой Америки. Удача, плодородие, дождь.
У кельтов: удача, появляется вместе с богами грома.
У китайцев:В Китае две эти свастики используются для изображения сил инь и yi.
"Накопление счастливых символов Десяти Тысяч Сил". Это ранняя форма иероглифа "фан", означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, изначает "вань цзы", Десять Тысяч Вещей или последовательностей, т. е. не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также - Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная - беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая - бесконечное процветание, зеленая - беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика - сила ян, против часовой стрелки - сила инь.
У христиан свастика часто появлялась в катакомбах в качестве символа Христа как силы, правящей миром. В Средние века §аттас1юп ("греческий крест") символизировал Христа как краеугольного камня, а также четырех евангелистов с Христом в центре. У гностиков свастика символ Ситалы, Седьмого воплощения, а также смирения.
У греков В Средиземноморье крюки на крестах иногда свертывались на перекрестья или перегибались в виде меандра (орнамента). Он изображается также в виде учетверенной греческой буквы гамма (у).
- атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды.
Широко использовалась у хеттов.
У зороастрийцев свастика не встречается.
У мусульман Азии свастика означает четыре стороны света и контроль над четырьмя временами года со стороны ангелов: Запад - Ангел Записывающий, Юг - Ангел- Смерти, Север - Ангел Жизни, Восток - Ангел Возвещающий.
В джайнизме (одной из индийских религий) четыре согнутые в локте руки обозначают уровни бытия - божественный мир, человеческий мир, животный мир и преисподняя.
У последователей джайнизма это божественная сила, Создатель Неба и Земли. Четыре руки символизируют четыре ступени существования: протоплазматическая жизнь, растения и животные, человек, небесные существа. Свастика с тремя кругами над ней означает Три Драгоценности правильной веры, правильного знания и правильного поведения; с полумесяцем над ней - состояние освобождения (нарастающая Луна всегда становится более полной); свастика с одним кругом над полумесяцем - это символ состояния полного знания, всеведения.
Свастика - это крест манихеев. У японцев означает сердце Будды, удачу, добрые желания.
У римлян символизирует Юпитера Тонанса и Плювия.
У скандинавов и тевтонов: В северогерманской (скандинавской) культуре крюкообразный крест обозначает амулет-символ - "молот Тора". Это боевой топор или молот Тора как бога воздуха, грома и молнии, удача.
В Литве свастика имеет свойства талисмана, приносящего удачу, и используется ее санскритское название. Свастика встречается также в Исландии.
У семитов она сопровождает другие солнечные символы, но изображается как символ женской порождающей силы на лобке у Астарты.
Идеограмма, обозначающая движение космоса и созидательной энергии, наиболее древний и широко распространенный из всех графических символов. Название происходит от санскритских слов «su» («хорошо») и «asti» («бытие»). Традиционно свастика имела положительну ю смысловую нагрузку. Использование этого символа нацистами сделало ее наиболее узнаваемым элементом в XX столетии, с репутацией, прямо противоположной ее древнему значению. Свастика — правильный равносторонний крест, концы которого «сломаны» под прямым уг лом, что создает иллюзию вращения этого знака. Знак свастики, вероятно, изображал солнечное колесо, во многих культурах его связывали с богами солнца или неба, особенно в индоиранской традиции. Концы свастики могут быть загнуты как по часовой, так и против часовой стрелки. Свастика, «закрученная» концами влево, — буддийский символ бесконечного цикла существования — иногда, довольно редко, связывалась с мужским началом, а также являлась эмблемой, которую использовал Карл 1 Великий (742—771).
Свастика с концами, загнутыми вправо (такую использовали немецкие нацисты), в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар, которую в античной традиции сопоставляли с Артемид ой (в римской мифологии Дианой). В Китае правосторонняя свастика — женский символ «инь». Символизм свастики как знака жизненных сил, солнечной энергии и циклического возрождения часто совпадал с символизмом Создателя, особенной это заметно в традиции джайн изма. Свастика изображалась на стопе или груди Будды (неподвижная сердцевина Колеса Становления); она была также эмблемой Христа в раннехристианских катакомбных церквах; символом ведических и индуистских богов (Агни, Брахмы, Сурии, Вишну, Шивы, Ганеши); в Древней Греции — Зевса, Гелиоса, Геры и Артемиды; в скандинавских культурах — Тора, верховного бога грома (его молот иногда изображали в виде свастики с двумя зигзагообразными молниями). Крылатый диск на свастике был символом солнечной энергии в Египте и В авилоне. Свастика нашла широкое применение во многих регионах. Ее наносили и на священные объекты, и на предметы быта, при этом ее значение могло быть самым разнообразным.
Кроме присущей свастике энергии вращения, использовалась и другая графическая символика этого знака: загнутые концы образуют квадрат, окружающий статический центр. В символике североамериканских индейцев свастика была связана со священным числом четыре, че тырьмя богами ветров, четырьмя временами года; в Китае — с четырьмя сторонами света, а также являлась символом числа 10 000. В масонской традиции ее использовали в качестве символа, отводящего беду и зло. Свастика была также секретным знаком гностиков и пр именялась вместо креста в христианской секте манихеев. Как эмблема «арийской» расовой чистоты свастика стала использоваться перед Первой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер, великолепно владевший и скусством манипуляции массовым сознанием, использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер позднее.
(клава из книги Петера Грефа, дается без примечаний автора)
-------------------------------------------------------------
Английское и немецкое слово « Swastika » ( « Свастика ») происходит из древнего санскрита , на котором слово “SVASTIKAH” означало « приносить удачу». Первая часть слова « SVASTI- («Свасти-») может быть разделена ещё на 2 части: «SU» – ( « good » , что означает «хорошо», «успешно») и «-ASTI» – («-Асти») - «- ASTIKAH » ( « - АСТИКА ») просто означает «being», то есть «быть» . В Индии это слово ассоциируется с понятием чего-то хорошего, благоприятного, означает « благоприятный». В этой стране оба варианта изображения свастики – по часовой стрелке и против, использовались с разным значением.
Поскольку « свастика» – это символ, он независимо использовался в разные времена и в разных общественных формациях. Одно из наиболее древних изображений свастики было найдено в виде рисунка на стенах пещеры периода палеолита, сделанного не менее 10.000 лет назад. Около 2.000 лет назад, когда Буддизм из Индии был принесен в Китай, китайцы тоже позаимствовали этот символ и его идею удачи и благополучия. В Китае свастика рассматривается как китайский знак, звучащий как «WAN» ( « Ван » ) на языке « Мандарин». То же произношение имеет другой , эквивалентный этому китайский знак, означающий « десять тысяч; самое большое число».
Символ « свастика » использовался на протяжении тысяч лет практически каждой человеческой формацией и группой на нашей планете. Немецкие племена знали его, как « Cross of Thor» ( « Крест Бога» ), ( « Cross » в переводе с английского означает « крест»; « Thor » в мифологии северных народов – скандинавов, исландцев - означает « Бог грома и дождя». ) и интересно, что нацисты во время второй мировой войны не использовали этот термин в такой интерпретации, хотя он содержится в немецкой истории, но вместо того, предпочли « украсть » индийский термин «свастика». Как « Cross of Thor » ( « Крест Бога») этот символ ещё задолго до Гитлера был принесен скандинавскими поселенцами в Англию, в Линколншир и в Йоркшир. И ещё более интересный факт – изображение свастики 2000-летней давности было обнаружено в Иудейских храмах в Палестине, то есть , можно сказать, что Гитлер «украл» еврейский символ , так же, впрочем, как и индийский.
В Америке свастика использовалась индейцами на севере, в центральной и южной частях. Согласно Джо Хофлеру, который ссылается на доктора Кумбари ( музей в Ксинджянге, Китай), индо-арийцы, принадлежавшие германской ветви, путешествуя в Европу около 2000 лет до нашей эры, уже тогда привезли с собой символ свастики (диск солнца), как художественный символ их религии того времени, - как показывают раскопки Курганских могил в России и индо-арийских могил в Ксинджянге, Китай.
(взято с сайта Фалунь Дафа)
-------------------------------------------------------------