Показать сообщение отдельно
AcidStorm
На краю
Аватар для AcidStorm
Сообщения: 216
Регистрация: 22.09.2006
Откуда: Other planet.
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 1 февраля 2009, 19:19
  #1 (ПС)
Icon15  Как правильно судить?
Сейчас в интернете развелось большое количество он-лайн рэп Батлов. Причём многие из них даже судятся известными исполнителям, которые известны во всех странах СНГ. Но даже там, вы можете встретить не объективное судейство. Почему же так происходит? Давайте тогда разберёмся, что же такое на самом деле – это объективное судейство?
Берём пример такой пример
Оценки будут выставляться по системе 5/5/3
1 оценка - Читка - подача, флоу (Flow), и скилы (skills) в совокупности.
2 оценка - Текст - раскрытие темы, сложность рифмы, панчлайн и общий смысл.
3 оценка - Общее впечатление.
И так сначала перейдём к терминологии - оценки исполнения.
В интернете очень много, постов о том, как каждый рэпер для себя перевёл такие значимые для каждого гангстера слова как Подача, Флоу, Скилы и так далее. Давайте поставим наконец, этому флуду предел, и сделаем «одну» и «понятную всем», терминологию.
Умения (Skills) Скилы – умения исполнителя. То есть всё, что он умеет в совокупности.
Поток (Flow) Флоу – мелодичность в читке. Гармония читки, с минусом. Читка как плавный поток слов.
Подача – повышение голоса с изменением тембра. Когда исполнитель читает с подачей, его голос не похож на его обычный. Создаётся впечатление, что он сейчас полезет в драку. Подача и флоу не имеют ничего общего. Скилованые исполнители, совмещают грубость подачи с мелодикой флоу. Что всегда стоит отметить.
(Punch line) Панчлайн – это строка или две, содержащие острое оскорбление (стёб) или глубокий смысл. В основном это последняя строка четверостишия, которая больше всего цепляет оппонента в паре батла, или слушателя красивой лирики. Можно сравнить это с изюмом, в большой сдобной булке.
(Delivery) Дэливэри – постановка голоса. Интонация в читке.
(Doubble Time) Дабл тайм - читка, вдвое быстрее ритма битов.
(Spelling) Спелинг – стиль рифмовки.
(Style) Стиль – стиль исполнения.
Падение (Pitch) Питч – плавные переходы в читке между например громкой подачей, и тихим мелодичным флоу. А так же, на оборот.
Техника (Technique) – управление ритмом читки. Ритм может задавать, не бит минуса - а читка рэпера. Для примера - сдвиг в другое место «слова с рифмой» - которое обычно кладут на бочку ударных.

Теперь переходим к терминологии – оценки текста. Какие бывают рифмы?

ПАНТОРИФМА - это разновидность рифмы, где все слова в строке и в последующей рифмуються между собой. Пример:
Мукой белой обернусь…
Сукой смелой покажусь…
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на четвёртом или пятом слогах от конца. Второе название четырёхсложных и пятисложных рифм. Оприходованный – изуродованный, похрапывание – раскапывание, тиражирование – цитирование…
ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться… По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в русском языке - тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь -лететь..
ГЛАСНАЯ РИФМА – вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук или мягкий знак:
Даю - налью, твоя - я, бои - соловьи, портье- колье, ружьё - моё, боа - амплуа…
К гласным рифмам также относятся слова «фойе» и «райя».
Гласные рифмы – самая малочисленная группа рифм в русском языке (всего около 1000 слов).
ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
Вода - провода, полей - тополей, бывать – забывать, пора - топора, попей - эпопей, мотив - локомотив, хожу - нахожу, полам - пополам, лаборатории - об оратории, этический - поэтический... В более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА – см. Параллельная рифма.

ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый) …
ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - совпадает и по написанию, и по звучанию. Основным свойством графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение клаузул. К этому типу относятся исключительно точные рифмы:
лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе, точный – порочный, знаем – раем..

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге. Операция – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький, видывать – завидовать, признание - венчания, болтающих - погибающих…
Термин "Дактилическая рифма" произошёл от трёхсложного стихотворного размера - дактиля (–EE), состоящего из одного ударного и последующих двух безударных слогов. Так, слова "пение", "родина", "особенный", "вечером" в силу своей трёхсложности уже сами по себе являются одностопными дактилями.
Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных песнях и былинах, поэтому вплоть до конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. Такому отношению к дактилической рифме способствовало и влияние европейской поэзии, где дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры дактилических окончаний появлялись у русских поэтов в подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке - сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.
ДВОЙНАЯ РИФМА – рифма из двух слов в строфе. Самая распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две двойных рифмы «знамя-пламя» и «меч - обжечь».
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь.
Бывают также рифмы из трёх слов, четырёх, пяти и т.д. См. также тройная, четверная, пятерная, шестерная рифма.
ДВОЮРОДНАЯ РИФМА – рифма наиболее близкая по звучанию к родным. В таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные расхождения - противостояние глухих и звонких звуков одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние твёрдых и мягких звуков (твёрдо-мягкие рифмы). Так, слово "красный" имеет точные рифмы, как: громогласный, всечасный и пр. Это - точные родные рифмы (полное совпадение написания и звучания). Слово "красный" имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный, страстный, праздный, ранний, грязный и пр. Однако степень точности этих слов по отношению к слову "красный" различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к родным и в словаре объединены: слова "грязный, страстный, праздный" находятся в одном ряду со словами "красный, громогласный..." . Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные слова являются родственными с точки зрения рифмы, и объединение их в словаре позволяет видеть полную картину рифмующихся слов. Ещё примеры: "гроза - глаза" - родная рифма, а "гроза - роса" - двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм: проест - проезд, полный - стольный, горка - горько, видно - слитно, хожу - спешу, ложатся - терзаться, муз - бьюсь, плачь - палач, уста - узда ... Такие слова также подаются по соседству (в смежных рифморядах) в силу своих близких родственных связей.
Условно к двоюродным относятся усечённые/надстроечные и добавленные рифмы: коса - парусах, темно - одном... Слова, образующие такие рифмы, имеют незначительные расхождения на концах их клаузул и могут быть расположены в различных рифморядах. Классификация по родственным отношениям.
ДВОЯКАЯ РИФМА – разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).
1. Табор – рапорт. В данной рифме «т» может скрадываться.
2. Запад – рапорт. В данной рифме «р» выпадает.
Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось… Подробнее см. «Полирифмия».
ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – самая объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного. Второе название – супергипердактилическая рифма. Выкристаллизовавшиеся - выбаллатировавшиеся. В поэзии не применяется.
ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам): парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка... Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский). Один из древнейших русских консонансов: семо и овамо.
ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается) при произношении.
Скажи - зажим, трюмо – умом, строфа - факт, тополям – поля, мирка - сверкав, весна - снам, прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу…
Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам: базовые–закрытые и окончательные–открытые.
Тихие гитары…
Стыньте, дрожа…
Синие бычары…
Под снегом лежат!
ДОСТАТОЧНАЯ РИФМА - см. Недостаточная рифма
ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА – второе название псевдорифмы; рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и характерными концовками, но различными послеударными согласными или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом, но близки по звучанию. Основная масса дружественных рифм – трёхсложные и четырёхсложные. Разновидность ассонанса. Подробней см. Псевдорифма.
Преданность – уверенность, бабушка – дубравушка, девочка – времечко, творческий – воинский…

Мне легше, чем всем, -
я Маяковский!
Сижу и ем…
Кусок конский…
(В. Маяковский)
(Вот что я называю квадратным звучанием текста XD)

Но при этом во многих порталах часто многие судьи, ограничиваются тем – что оценивают трэки - или тупо по общему впечатлению от трэка. Или по общему смыслу текста в нём. Ну или по совокупности перечисленного. Многие ехидно глядя на такое судейство, начинаю сдавать каловые трэки, которые им самим даже не нравятся наверняка.
Кроме всего прочего, адекватное судейство - требует отречение от своих «пристрастий к каким-то элементам в рэпе». Так же как и отречься от своей «неприязни к каким-то элементам в рэпе». Судья должен судить по способностям, а не по тому – что представляя из себя известную личность – он получает привилегию «своего мнения как догмата»

offline
Ответить с цитированием