Я не понимаю людей, которые утверждают, что вот здесь и сейчас, на этой земле они не могут быть свободными. Но считают, что обретут желанную свободу на каких-то блаженных островах. Можно изменить небо, но душу не изменишь.
Говоря вообще о государстве, я бы привела слова Ницше, хотя, вероятно, не зная всей специфики его взглядов, будет несколько непонятно
Показать скрытый текст
- Рождается слишком много людей: для лишних изобретено государство!
Смотрите, как оно их привлекает к себе, это многое множество! Как оно их душит, жует и пережевывает!
"На земле нет ничего больше меня: я упорядочивающий перст Божий" – так рычит чудовище. И не только длинноухие и близорукие опускаются на колени!
Все готов дать вам, если вы поклонитесь ему, новый кумир: так покупает он себе блеск вашей добродетели и взор ваших гордых очей.
Приманить хочет он вас, вы, многое множество! И вот изобретена была адская штука, конь смерти, бряцающий сбруей божеских почестей!
Да, изобретена была смерть для многих, но она прославляет самое себя как жизнь: поистине, сердечная услуга всем проповедникам смерти!
Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и дурные; государством, где все теряют самих себя, хорошие и дурные; государством, где медленное самоубийство всех – называется – "жизнь".
Посмотрите же на этих лишних людей! Они крадут произведения изобретателей и сокровища мудрецов: культурой называют они свою кражу – и все обращается у них в болезнь и беду!
Посмотрите же на этих лишних людей! Они всегда больны, они выблевывают свою желчь и называют это газетой. Они проглатывают друг друга и никогда не могут переварить себя.
Посмотрите же на этих лишних людей! Богатства приобретают они и делаются от этого беднее. Власти хотят они, и прежде всего рычага власти, много денег, – эти немощные!
Посмотрите, как лезут они, эти проворные обезьяны! Они лезут друг на друга и потому срываются в грязь и в пропасть.
Все они хотят достичь трона: безумие их в том – будто счастье восседало бы на троне! Часто грязь восседает на троне – а часто и трон на грязи.
По-моему, все они безумцы, карабкающиеся обезьяны и находящиеся в бреду. По-моему, дурным запахом несет от их кумира, холодного чудовища; по-моему, дурным запахом несет от всех этих служителей кумира.
Братья мои, разве хотите вы задохнуться в чаду их пастей и вожделений! Скорее разбейте окна и прыгайте вон!
Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь идолопоклонства лишних людей!
Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь дыма этих человеческих жертв!
Свободною стоит для великих душ и теперь еще земля. Свободных много еще мест для одиноких и для тех, кто одиночествует вдвоем, где веет благоухание тихих морей.
Еще свободной стоит для великих душ свободная жизнь. Поистине, кто обладает малым, тот будет тем меньше обладаем: хвала малой бедности!
Там, где кончается государство, и начинается человек, не являющийся лишним: там начинается песнь необходимых, мелодия, единожды существующая и невозвратная.
Дело не в территории и твоем расположении, а в том желаешь ли ты мыслить сам или лучше будешь жить по установленным кем-то правилам, а так же предоставишь возможность мыслить за себя.
Зависимость от материальной необходимости тоже, кстати, навязывается. Люди считают, что им нужно обладать тем и сем, дабы быть счастливыми. И соответственно утверждают, что необходимо несчетное количество денег, чтобы быть "свободными". Чушь! Разве это свобода? Это поклонение деньгам, предметам и т.д. Назову это материальной необходимостью.
Это как контракт с дьяволом.
Государство берет на себя ответственность, которую человек не хочет нести сам, забывая, что это и есть его свобода.
Как много раз я, например, слышу слова: "Ах, наше правительство! Думает только о себе! А как же народ?! Нам так плохо живется! И мы ничего не можем сделать!" Поистине, это похоже на блеянье овец, недовольных своими пастухами, которым не хватает каких-то внутренних сил отделиться от стада и самим отвечать за свою жизнь. Все надеются почему-то, что кто-то что-то сделает за них.
Никто не лишает людей свободы насильно, люди скорее сами с радостью от нее отказываются. Ибо настолько тяжела эта ноша.
Но, Говоря о свободе, стоит различать 2 ее разновидности: свобода от и свобода для.
Первая еще не многих сделала лучше. однако, именно о ней чаще всего мечтают люди недалекие. Это свобода от каких-то обязательств. ответственности.. Например, такой свободой обладают животные. Многие вероятно хотят вернуться к такому упрощенному типу существования.
Свобода для - это свобода творения, скажем. Она как раз наоборот подразумевает ответственность за свои действия. Ответственность многих удручает. Такая свобода требует большой силы духа, требует духовного и умственного развития, таким образом.
Человек может освободиться от каких-то стереотипов и навязанных нравственных норм. Но что с того? Станет ли он лучше? Это можно понять, узнав лишь ДЛЯ чего он свободен.
Мое изложение несколько сумбурно, да и многого, например, я не написала. Ибо свобода - это очень разноплановый вопрос, о котором можно писать целые трактаты