Показать сообщение отдельно
Бра-та-та
SWAAAAAGGG!
Аватар для Бра-та-та
Сообщения: 1,217
Регистрация: 18.11.2006
Откуда: Одесса
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 2 апреля 2013, 17:34
Live Journal
  #1 (ПС)
Интервью - Иван Айван о группе «Ленина Пакет» и Обнинске (FurFurMag, 27-03-2013)
Ссылка на вью: http://www.furfurmag.ru/furfur/all/heroes-furfur/163573-i1-obninsk



Русская андеграундная рэп-сцэна разрозненная, в ней, в отличие от европейских или американских, нет какой-то общности, и участники коллективов часто вовсе друг с другом не общаются и чаще всего ничего не зарабатывают на своем любимом деле. Среди коллективов, заслуживающих внимания, — обнинская группа «Ленина пакет», чья подпольная популярность пришлась на вторую половину нулевых. Впрочем, хулиганы, читающие и про бытовую культуру, и про секс, и про политику, о своем статусе не думают.



«Название группы придумалось случайно, мы просто тусовали с парнями с улицы Ленина и с проспекта Ленина, много курили и, чтобы от них как-то отличаться, придумали “Ленина пакет”», — рассказывает Ваня Айван, который вышел из состава группы около года назад, хотя и продолжает участвовать в коллаборациях. Чтобы побольше узнать о музыканте, FURFUR отправился прямиком в Обнинск, где тот живет, попросив Айвана показать город.


Без предварительного звонка, как договаривались, в обеденный час понедельника Ваня Айван встречает на станции «Обнинское». Низким голосом приветствует, просит фотографа по возможности не снимать лицо, потому что предпочитает «лишний раз не палиться». Рядом с Ваней стоит грустный рыжий парень со слипшимися волосами, представляется Артемом; происходит обмен рукопожатиями с фотографом, и мы вместе идем через снег к кособоким хрущевкам. «Дверь смотреть», — поясняет Айван. Входим в подъезд — зеленые стены исписаны («гопниками», по словам Артема), поднимаемся по ступеням на нужный этаж. Через полутемный тесный коридор мимо стеллажа с книгами проходим в комнату к Артему. На обратной стороне двери висит плакат с Владимиром Ильичом и приклеенной к нему пятитысячной купюрой, Артем комментирует: «Работал в одном месте, в институте электриком. У нас там еще Брежнева был плакат. Вот, кстати, пятно на лбу у Ленина — это он за батарею был заторгнут, тепло согрело. Я же его и расписывал».




Все в комнате какое-то время молча смотрят на плакат, Айван садится на диван, достает бутылку водки «Пять озер», выпивает из горла. Я спрашиваю разрешения присесть, Ваня вопросительно предлагает: «Выпей с нами лучше?» Отказываюсь, объясняя это тем, что еще рано, а еще делать репортаж, и по этому поводу интересуюсь, не нужно ли Айвану тоже на работу и почему в понедельник он не занят. «Естественно, я работаю, просто я все выходные работал, чтобы с вами потусить сегодня. Кем? Различные консультации», — Айван запивает водой и уточняет: «Какая разница, кем я работаю, деньги зарабатываешь — и о’кей, в принципе. Я в госструктуре работал достаточно долгое время вообще. Правда, потом уволился». Как-то раз «Ленина пакет» играли на концерте политической активистки Изабель Магкоевой — это случилось как раз в день годовщины убийства журналиста Маркелова. Парни взяли водки «Путинки», стали людям предлагать выпить за Маркелова. В ответ, разумеется, встречали гнев. На вопрос про политические взгляды Айван говорит: «Мы не с правыми и не с левыми. Насчет взглядов друзей, меня тема эта не интересует — мы же не общаемся на тему “Привет, как тебе Ленин?” или “Привет, как тебе Гитлер?” Мы как-то особо не останавливаемся на этих вопросах. Каждый имеет право на свои взгляды».

SoundCloud track 85146196


Вдоволь насмотревшись на дверь, собираемся и выходим; на улице прощаемся с Артемом. «Тема — поэт, он просто с нами затусил, я предложил ему сегодня немного тоже пройтись. А дверь просто крутая, хотел вам ее показать», — растолковывает Айван, таким образом снимая вопрос о том, почему мы туда вообще ходили. На автобусной остановке садимся в маршрутку, платим за проезд по 13 рублей и, вполголоса переговариваясь, едем к месту, где выступала группа «Ленина пакет». Рэп Айван делает с 2002 года, тогда ему было 19 лет. «До этого я на гитаре играл в Обнинске. Это был неизвестный проект. Играл панк-рок. Проще рэп читать, чем играть на гитаре — гитара сложнее. Я играл на гитаре и писал все песни, а поскольку я и так тексты писал, мне казалось, что рэп-форма более интересная», — объясняет Айван.


По пути подбираем худого парня в пальто и длинным хвостом волос, Пашу Баркаша — одного из вокалистов группы The Cold Dicks, с которыми Айван ездит играть концерты и время от времени подпевает. Маршрутка выезжает за черту города и вскоре тормозит в снегу между двумя рядами деревьев. «Это что-то вроде ДК?» — спрашиваю я, пока мы бредем по скрипучему снегу вдоль леса. Баркаш с усмешкой отвечает через плечо: «Ну, типа того».





«Мы не с правыми и не с левыми. Насчет взглядов друзей, меня тема эта не интересует — мы же не общаемся на тему “Привет, как тебе Ленин?” или “Привет, как тебе Гитлер?”»






Несмотря на то, что группа «Ленина пакет» существует уже давно, ее участники стараются сохранять инкогнито — Айван говорит, что даже на концерт в московском клубе собирается 30–40 человек, и те по впискам, а в Обнинске приходят десять и чаще всего все «догоняются» перед входом, а внутри ничего не заказывают. Мы бы, говорит, не расстроились, если бы могли зарабатывать своей музыкой, но нет, так нет — типа хобби, получается. Странно, говорю, Обнинск, вроде бы, город небольшой, вас, наверное, уже все должны знать. «Ну и что, ты думаешь, прямо дикая у нас популярность? Бывает, узнают, да, на улице, но какие-то странные люди. Один раз в магазине на меня человек нехорошо пялился, но выяснилось, что он меня узнал просто», — рассказывает Айван.


Дорога сворачивает вправо, превращаясь в кривую снежную тропинку, ступая по ней, мы упираемся прямо в двухэтажные кирпичные развалины. «Мы пришли», — говорит Айван, и все сквозь ветки пробираются к входу в дом. Верхний этаж завалило снегом, первый до потолка закопчен и местами прогорел; там валяются бутылки, пустые пачки из-под сигарет и сока, матрацы, ампулы от красок для пейнтбола. Удивляюсь, что не вижу шприцев, Баркаш говорит, что «раньше гековых много было, кого пересажали, кто поумирал; сейчас все на ганджубасе сидят». Пока мы осматриваемся, музыканты заряжаются водкой, запивая «Шишкиным лесом».





«Коммерциализация — вот что с рэп-сценой происходит. Раньше было не так».




«Ну что, мы арт показали, а теперь можно в цивильную часть города пойти», — комментирует Айван, и мы бредем обратно в Обнинск. Я спрашиваю, дружит ли Айван с Бабангидой, которого часто можно услышать в записях «ЛП», Ваня пожимает плечами: «Ну, так». Вот, говорю, коллега ваш популярный же, значит, и вы могли бы. При слове «коллега» парни веселятся, и Баркаш говорит: «Это надумано. Подойди к кому-нибудь в Обнинске, спроси: “А ты знаешь, кто такой Бабан?” Он скажет: “Пошел на хуй отсюда, синева!”». Баркаш, смеясь, показывает СМС от своего друга, которого мужик из местной администрации зазывает к себе в гости, чтобы в обмен на минет подкинуть деньжат. Переступая через мутные лужи, мы минуем опушку леса и выходим на дорогу.




Маршрутка везет нас в «старый город», который возвели пленные немцы, что в ряде советских городов означает крепкие симпатичные постройки и, как правило, самые изящные в округе. В ту же сторону едет единственный шумный житель Обнинска, встреченный нами: пьяный старик со слезящимися глазами, спотыкаясь и допуская фактические ошибки, комментирующий достопримечательности. Иван терпеливо поправляет деда и велит водителю притормозить. В этой части города еще тише, чем в центре: выходим у здания физико-энергетического института с колоннами, ждем, пока Баркаш закупится сигаретами в продуктовом.

Год назад в сети стали появляться сообщения, что «Ленина пакет» распались, а точнее, что ушел Айван, а остальные участники проекта — Double V и Иван Смех — продолжают играть. «Мы не распались. Это какая-то спонтанная история. Я просто как бы срулил из ансамбля, но и не срулил из ансамбля. Меня достало заставлять всех записываться. Все супертянут, мне казалось, что надо быстрее делать. И то, как там сейчас идут дела — в целом, нормально», — отвечает Айван на мои вопросы. Баркаш выходит, парни закуривают. Мимо двухэтажных старинных зданий и безымянных беседок мы идем к серому подвесному мосту, забитому тегами красного и черного цвета. Мост закрыт, потому что деревяшки прохудились, и ступать по нему опасно. По узкой железной лестнице спускаемся к крошечной грязной речке, через которую перекинут другой мост, поменьше.

Парни наливают. Сев на перила, я расспрашиваю, как дела в андеграундном рэпе в целом. «Коммерциализация — вот что с рэп-сценой происходит. Раньше было не так. Я могу за андеграунд-тусовку рэперов сказать». Я спрашиваю, можно ли заработать на любимом деле и при этом оставаться честным, Айван хмуро басит: «Нереально рубить бабки и при этом оставаться честным. В целом, раньше было супермало рэп-артистов, все друг друга фитовали (записывались вместе. — Прим. ред.), делали совместные темы. Раньше было как-то спокойно, а потом кто-то пошел наверх. И мы не в их числе. Ну и все, собственно говоря. Тогда люди даже в голову не брали, что можно какой-то прайс с этого иметь, а сейчас думают, что можно». Я интересуюсь, стыдно ли это, Ваня говорит: «Нет. Это не стыдно, а просто невозможно — игра не стоит свеч, ради этого нет смысла переступать через себя».




«Подойди к кому-нибудь в Обнинске, спроси: “А ты знаешь, кто такой Бабан?” Он скажет: “Пошел на хуй отсюда, синева!”»


Перейдя мост, выбираемся из речного «ковша», мимо бетонных заборов с надписями НБП и «Другая Россия», невысоких гаражей и разваливающихся зданий, через лес идем к зданию больницы, потому что «там интересная архитектура». По пути туда Айван рассказывает, как чернокожий сын какого-то посла щеголял по улицам Обнинска в белом, и его, разумеется «прижучили». «Потом, короче, этих людей взяли и на кичман (нары. — Прим. ред.) кинули. У человека была татуировка свастики, и на кичмане его заставили кирпичом стирать эту татушечку. Типа: “Тебе час, чувак, на это”. Ну и нечего было себе татуху такую бить, мое мнение». Договорив, Айван довольно улыбается. В который раз за время беседы меня посещает чувство, что он не всерьез.

SoundCloud track 85146197


Обращая внимание на то, что половину нашего путешествия по Обнинску занимает дорога через лес, вспоминаю роман Ануфриева и Пепперштейна «Мифогенная любовь каст», в котором магический лес выступает как метафора русского самосознания и одно из мест действий. Задаю вопрос о современных авторах Айвану: «Ну, мне нравится Буковски, но он, по-моему, всем нравится, так что говорить об этом стыдоба. Берроуз невыносимый — Гайсин, который из его тусовки, даже более интересен». Я удивляюсь, как Айван не только ни разу не был за границей, но нигде, кроме Обнинска, не жил: «Я немного боюсь уезжать куда-то. Боюсь, что там окажется хорошо и жизнь после этого здесь вообще будет казаться невыносимой». У городской больницы, где Айван и Баркаш в свое время провели немало дней (косили от армии, лечили травмы), Паша показывает нам здание морга: «Как-то ночью в морг санитар пустил с портвейном. Веселились и фотографировались с людьми, которым уже все равно».

Последний пункт экскурсии. На этот раз мы держим путь к памятнику Ленина, не похожему на все остальные. Кивая на монументальное сооружение на улице, Айван произносит: «Здесь я работал, кстати. У меня в трудовой книжке первая запись “гардеробщик”, епта. Мне лет 17 было. Чуть ли не два раза в неделю туда приходил». Показывая куда-то за магазин «Надежда», Ваня, вегетарианец, сообщает, что недавно здесь открылся магазин вегетарианской еды, и что очень хочет попробовать докторскую вегетарианскую колбасу, сделанную на основе белка из переработанной на центрифуге пшеницы. Мы выходим к задворкам старинного советского спортивного зала, выложенного мозаикой; там, на постаменте, опираясь на труды, стоит Владимир Ильич в шапке-ушанке. Поглядев на Ленина, парни делают по глотку, и вскоре мы трогаемся с места.



«Я немного боюсь уезжать куда-то. Боюсь, что там окажется хорошо и жизнь после этого здесь вообще будет казаться невыносимой».




В небе сереет еще больше, пока мы идем вдоль дороги мимо корпусов общежития НИИ, напоминающего о том, что Обнинск — наукоград. Подходя к вокзальной станции, Айван говорит: «Все печально. Достаточно, по-моему, бессмысленно, что вы приехали, потому что ничего хорошего мы вам сказать не можем». И прибавляет: «Не помог тебе Обнинск, по-моему. Интервью — полный провал». Айван и Баркаш перелезают через забор и ждут вместе с нами электричку до Москвы. Дрожа от холода, мы с фотографом сердечно прощаемся с парнями и запрыгиваем в вагон.

 
Фотографии:
(138.2 Кбайт / 852 просм.)
(217.0 Кбайт / 829 просм.)
(212.4 Кбайт / 814 просм.)
(228.8 Кбайт / 792 просм.)
(172.9 Кбайт / 788 просм.)
(193.8 Кбайт / 69 просм.)
(235.7 Кбайт / 62 просм.)
(226.9 Кбайт / 53 просм.)
(297.6 Кбайт / 45 просм.)
(295.1 Кбайт / 45 просм.)
(300.9 Кбайт / 40 просм.)
(263.4 Кбайт / 37 просм.)
 
offline
Ответить с цитированием