- Эйнштейн верил в бога, но в бога безличностного, который не участвует в жизни вселенной. Он говорил, что самое большое чудо - это то, что чудес нет. Из-за того, что он одновременно говорил о боге и религии, он вводил этим многих в заблуждение. Атеисты называли его атеистом, но он категорично отрицал это. Верующие называли его верующим, но он отвечал им, что их верования в личностного бога - детские и наивные.
Было очевидно, что этот вопрос надо было прояснить. Раввин Герберт Гольштайн направил ему каблеграмму с вопрос в лоб: "Верите ли вы в Бога?" Вот его ответ: "Я верю в Бога Спинозы, который являет себя в гармонии мироздания, но не в такого Бога, который интересовался бы судьбами или деяниями человека". Бог Спинозы - это безличный бог, который не участвует в истории мира.
Вообще, путь Эйнштейна был путем от веры к неверию. Его выспитывали в духе Хасидизма. В старших классах, он стал ярым Католиком (бунт против Хасидизма). Но уже в институте, он оставил Католичество, и Христианство, и Теизм. Его верой была вера многих современных физиков - вера Спинозы, вера во "Вселенского часовщика". Это вера человека, который не в силах разорвать свои религиозные путы с одной стороны, но который понимает абсурдность религиозных утврждений и сводит бога к минимальному, отрицая его участие в мире, с другой стороны. Такая "вереа" - это лучший способ веры без бога. Почти без бога, осталось само слово.
Эйнштейн все разрулил кароче, расходимся
http://apetrochenkov.livejournal.com/454233.html аналогично, кому скучно мотаем на середину примерно, там интересные высказывания