Показать сообщение отдельно
Инженер Полигнойс
активный пользователь
Аватар для Инженер Полигнойс
Сообщения: 4,212
Регистрация: 19.08.2008
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 31 мая 2014, 20:03
LastFm
  #22 (ПС)
скачал трудно быть богом и пересмотрел еще пару раз, решил побольше написать, потому что, мне кажется, фильм этого достоин.
Во-первых, расскажу немножко про действие и почему многим он кажется бессюжетным. Прием тут принципиально иной, чем в хрусталеве. Понятно, что фильм - последовательность сцен, в каждой из которых происходит какое-то основное действие, так вот там все действие демонстрировалось подряд, целиком и очень детально. В трудно быть богом же сцены прерываются гораздо чаще, причем главное "действие" в сцене очень часто просто не показывают, показывают только как бы "подготовку" к нему(опять же, очень детально)(пример - два серых разбирают сортир, это показывают очень подробно, подхватывают умника и ведут топить, но как топят не показывают, только чувак с боку поднимает вверх рыбу).
Во-вторых, пространство. Вообще, фильмов в которых "работает" пространство очень немного(хрусталев, лапшин отчасти, в прошлом году в мариенбаде, в меньшей степени http://www.kinopoisk.ru/film/55721/ и http://www.kinopoisk.ru/film/13069/ тоже рене, еще наверное рай и после и человек который лжет роба-грийе(благодаря которому мариендбад такой пиздатый получился), все фильмы тарра, карлики и стеклянное сердце херцога, дом, коридор и еще фильма бартаса, ну и еще короче не так уж и мало, но точно немного). Но здесь проработка гораздо мощнее. Это пространство одновременно физическое, кинематографическое и мифологическое(мифопоэтическое), у которого есть свои правила. И их можно в принципе даже обозначить
-мир. Мир гнилой и гниет, там все бурлит и пузырится, вытекает и так далее. Все грязные, всё грязное. ничего не меняется. И главное - всегда воняет, это вроде аксиомы.
-герои. Леонид Ярмольник альфа-самец и не идиот среди сборища юродивых. различных карликов, мутантов и даунов, некоторые(немного правда) вообще не понимают что их снимают, и леонид ярмольник в белых одеждах прорывается сквозь трубу грязи в белых одеждах, постоянно в ней измазываясь и измазывая ей людей. ну и еще по пути че-то делает. Все остальные ебанутые в большей или меньшей степени, кричат и боятся собственного крика и так далее.
Вспоминается анти-эдип с потоками "желающих машин", важностью потока вообще, и представленной моделью шизофрении, типо это не когда каналы обрубаются, а наоборот их становится слишком много. Вот из батая "сумасшедший это тот кто переполнен жизнью, а не изолирован от нее".
То есть все намекает на какое-то сумасшествие,еще вот например стих "...не зная где сердце спрута, и есть ли у спрута сердце", или бэккетовский поток расщипленного сознания, который раздваивается, растраивается, а после разваливается.
Антураж же наполнен символами, которые встречаются в определенные моменты, строго определены животные и многие вещи.
животные
- рыбы. молчание, смирение, "последователи". возможно в то же время лукавость
-осел. тут сразу много, потому что не уверен. " Древнем Египте он обычно связывался с Сетом — убийцей бога Озириса", "Иероглиф, обозначавший осла, рисовался в виде ножа в плече, чтобы сделать этот гибельный знак безвредным", "бог Дионис изображался верхом на осле", "Известная иконография Рождества с быком и ослом рядом с яслями, где находится младенец Христос", "Иисус, въезжающий в Иерусалим на ослице под Осанну", "В Средние века «глупость» приравнивалась к нетвердости в вере, в связи с этим апостол Фома, не веривший в воскресение Христа, изображался рядом с ослом",В раннехристианском Физиологе» («Physiologus») говорится о диком осле, который откусил своим детям мужские половые органы, чтобы сделать их евнухами (отсюда персы научились кастрации), поскольку было бы лучше в аскезе «плодить духовных детей», ибо «новое семя» было бы покаянием, «добровольным воздержанием и самообладанием»(момент когда кира после того как напоминает что у бога будет внук ее сразу дырявят арбалетом) .
Подробнее просто на одной сцене остановлюсь, где ярмольник бросается говном мальчика в храм, а братья ордена вместо осанны бросаются рыбой и главный орет "пусть тебе твой осел вставит", ярмольник падает в обморок а потом показывают член осла в крови. "Основное действие" здесь опять вырезано, но на самом деле происходит половой акт осла и ярмольника. В этом в принципе сомнений почти нет, можно вспомнить и пятиминутную сцену изнасилования петухами в хрусталеве(которая кстати показана). То есть ярмольник("типа" иисус - сын языческого бога аримана) был "опущен" ослом. Помню в интервью германа каком-то когда его спросили нахуя он делал ее в хрусталеве он сказал типо хотел показать россию "опущенной" страну. Здесь соответственно то же самое, но не совсем одназначно что осел значит.
-петух. Это солнце, заря, начало солнца и тд. в конце фильма когда ярмольник сидит в озере сзади ходит петух.
-повешенные собаки. Придушенная верность и так далее.
-бык. Сила, как бы безудержная. Когда начинает собственно резня ярмольник надевает шлем с бычьими рогами, становясь чем-то вроде минотавра, после того как выливает кипяток на арату хлопает чучело быка по голове "вот так брат корова". В замке есть момент когда женщина ведет белую корову или быка, то что ярмольник сын языческого бога тоже отсылка к мифу о белом быке и Пасифаи и типа их сын минотавр, возможно оттуда же модная зоофилия. У батая кстати, про которого я писал уже, эта тема тоже часто возникает, напишу еще раз, оттуда же "означающее без означаемего" тарелка с молоком-яйцо-глаз араты(это правда вещи), все это ярмольник выливает\давит. А после этого ему сразу же начинают поклоняться("рыбы любят молоко" - "нет, не любят", в итоге разливает молоко и тот целует ему палец, говоря "ты бог"; ярмольник разбивает яйцо в сапог ребе, пугает его и тот тоже перед ним унижается после).
-мышь. Нищета, обнищание, мракобесие. Уно в начале говорит "мыши сало слизывают", ярмольник сует мышь за шиворот монаху, мышь сидит в шлеме минотавра.
-сова. Это что-то вроде тяжелого прозрения, после переворота она садится на плечо ямрольнику, он пытается отмахнуться, но она остается. То есть он как бы уже тогда понимает, что нихуя не выдержит и всех завалит, раз уж такой пиздец происходит.
Еще есть голуби, но там тоже не совсем понятно, они взлетают после переворота черных, это или ирония мол "установился мир и гармония", или чо-то другое.
Когда повешенных поливают рыбьей чешуей, то говорят "чтоб вороны глаза выкололи", и ворона еще появляется вроде в одном моменте, это насколько я понимаю ослепление, осквернение или что-то вроде того.
Скорее всего кого-то я еще забыл.
Теперь вещи
-белые розы. Тоже не совсем однозначно, то ли "передающееся" благородство и очищение, какие-то индульгенции, ими обмениваются во дворце, и когда реба захватывает власть, то его заваливает белыми розами, и еще в паре моментов есть. Еще в самом начале почти длинная баба с красной розой в руке и два карлика, они, насколько я понимаю, идут пороть белоснежку.
-белые платки\одежды\белый цвет. Очевидно во-первых чистота, ярмольник единственный чистый персонаж(еще кира местами, правда она здесь по титрам не кира), постоянно в белом, разбрасывается белыми платками. Тут, во-первых, к стругацким, что он "вводил белые платки в моду", а с другой стороны ирония, потому что белый также символизирует смерть (помню ахуевшую главу "о белизне кита" из моби дика), последнее очищение и исчезновение, как бы стерильность, потому что разбрасывая вот эти платки в итоге ярмольник становится этаким богом смерти и устраивает моднейший апокалипис после "не убий", которое изначально было его типа заповедью, богом быть трудно, бог оказывается даже и не иисус, или и иисус способен на королевский геноцид, утверждается будто что-то гностическое.
-в каком-то моменте ярмольник достает кольцо и говорит "засунь себе его в жопу и чтоб заметили". Тут к фрейду и анальной стадии, наведения чистоты\грязи, и желание к наведению чистоты\желанию испачкаться. Оттуда же "всем мыться и не хихикать", ярмольник бог, который требует "мойтесь", требует хотя бы минимальной физической и моральной чистоплотности.
-ну таблички всем думаю понятно о чем.
-развалившаяся туша солдата, когда начинается резня. Типа мир развалился, наступил полный пиздец, спрут разошелся, все сошло с ума окончательно, остались только разрозненные части.
-стори про табачника. Раб постоянно порывается рассказать про табачника с табачной улицы(изначальное название фильма "табачник с табачной улицы"), в итоге ярмольник все-таки спрашивает у него "а что с ним? что он сказал?" - "он ушел из дома и не вернулся" - "а ты найдешь его?" - "да, найду" - "я тоже ушел из дома и не вернулся, прямо как он"(продожая тему "чужих дурачков с чужой планеты" мюнгхаузена - а до этого пиздатый стих "...ты перед смертью не хочешь меня простить?" его же). Это как бы встраивается в коцепцию "означающего без означаемого" в ряд молоко-яйцо-глаз-история. В итоге ярмольник как бы "пачкается", теряет свою белизну и чистоту, остается в этой грязи на правах НЕ-бога(его засыпают зерном). Даже в озере он сидит в уже испачканной одежде, и там же говорит "богом быть трудно", сдается "быть богом". Править и вести куда-то чисто не получается, пришлось испачкаться(неизбежно испачкаться?), а испачкаться - значит, сравнять себя с остальными, сравнять себя с вот таким миром и каждым его обитателем.
-музыка. Она здесь кстати ахуенная. Насколько я понимаю творчество, рабы вокруг затыкают уши, мальчик-слуга говорит "повешусь", в самом конце девочка "у меня от нее живот болит". Тут тоже неоднозначно, с одной стороны "душа в животе" и типо душу выворачивает, а с другой стороны возможно просто физиологическое несварение от такой хуйни.
Есть еще дохуя всего что не вспомнил или не понял, например довольно часто мелькающий черный мешок и так далее.
Благодаря всему этому фильм смотрится еще и как миф, содержащий и отсылающий к другим мифам и как бы их вбирающий.
С текстом стругацких кино связано плотно, но чаще с ним спорит, чем ему следует. Большинство персонажей - кривое зеркало себя, некоторые сцены происходят "наизнанку". Допустим ярмольник выпивает яд вместо царя, в разговоре с кирой(не кирой) "если бы не ты и дон реба", то есть друг-то его здесь оказывается не пампа, а рэба. Или образ Будаха, "хитрый, с маленькими бегающими глазками" как бы мудрец подходит под описание "лже-себя" в книге, и тоже оказывается глупцом, ум которого в том, что он просит "стереть себя в пыль". Эта сцена еще интересна чем насколько неубедительно, разведя руки, ярмольник говорит "сердце мое полно жалости, я не способен это сделать", пампа умирает, "дуэль" пашки и антона в конце и проч, ну много довольно. В диалогах и нарративе дохуя отсылок и к другим книгам, но тут тогда диалоги приводить придется и так далее, слишком заебисто, придется комментарий к каждой сцене "как смотреть фильм" писать, поэтому пожалуй не буду.
Еще вспомнился вот ахуенный стишок введенского "Труба"(господин из группы аукцыон помню хорошо спел его), образы интересно перекликаются очень
Труба

Лежит в столовой на столе
труп мира в виде крем-брюле.
Кругом воняет разложеньем.
Иные дураки сидят
тут занимаясь умноженьем.
Другие принимают яд.
Сухое солнце, свет, кометы
уселись молча на предметы.
Дубы поникли головой
и воздух был гнилой.
Движенье, теплота и твердость
потеряли гордость.
Крылом озябшим плещет вера,
одна над миром всех людей.
Воробей летит из револьвера
и держит в клюве кончики идей.
Все прямо с ума сошли.
Мир потух. Мир потух.
Мир зарезали. Он петух.
Однако много пользы приобрели.
Миру конечно ещё не наступил конец,
ещё не облетел его венец.
Но он действительно потускнел.
Фомин лежащий посинел
и двухоконною рукой
молиться начал. Быть может только Бог.
Легло пространство вдалеке.
Полёт орла струился над рекой.
Держал орёл икону в кулаке.
На ней был Бог.
Возможно, что земля пуста от сна,
худа, тесна.
Возможно мы виновники, нам страшно.
И ты орёл аэроплан
сверкнёшь стрелою в океан
или коптящей свечкой
рухнешь в речку.
Горит бессмыслицы звезда,
она одна без дна.

Ну в общем примерно так.


Последний раз редактировалось Инженер Полигнойс, 31 мая 2014 в 20:27.
offline