-Цитата от Инженер Полигнойс чужое лицо, с ролью эдипа я бы все-таки поспорил. В русской культуре эта тема, неправильно сказать замалчивается, но скорее некие трансформации претерпевает. Можно еще конечно заметить, что психоанализ в россии по-хорошему не существовал никогда, а такая лихорадка в этом направлении им во многом предопределена была, но это очевидно не главное. Уж за счет чего я не знаю, и проанализировать не берусь (хотя крайне интересная тема вообще), но там с ролью матери что-то происходит, и вот триангуляция всегда мутирует в итоге.
Русский человек эдипа будто бы знает, да получше многих, но измерения речи ему не придает, может потому, что русскому человеку - стыдно. И от убитого отца бежит к другому, богу, а маме о своих подвигах рассказывает, спуская в штаны Так что ты возможно и там, где эта линия просто еще не началась(что, в принципе, одно и то же).
Кстати, можно вспомнить в этой связи Платонова, который с Фрейдом очевидно знаком и даже напитан им в какой-то мере. Он вводит русского-сироту, будто бы мать его уже настолько истощена, что объектом желания являться никак не может. Может потому, что тоже эдипа не знает, хоть и знаком. Но я не так думаю
Добавлено через 17 минут 33 секунды
А вот сейчас уже немного в квасные рассуждения и примитивизм ударяюсь, но все-таки чувствую некоторую первоначальную и доминирующую общинность русской культуры, мать одна на всех, как и отец, а перед братом - стыдно. Капитализм начинается с эдипа, а перед братом - стыдно.
Но этим эдип для русской культуры не обесценивается отнюдь, всего лишь меняет имя.
Если честно, я только рад тому, что в России никогда не было толком никакого психоанализа, отношение к нему у меня всегда было пренебрежительное, а интерес откровенно нечистоплотный
не помню, чтобы эдип был где-то артикулирован у нас в той форме, в какой его формулировал Фройд - сугубо фамильная мыльница, т.е., если у Платонова и есть какой-то эдип, то он расширен до архетипов, он не ортодоксален, он вообще не из психоанализа, и никакими кушетками и скелетами вперемешку с грязным исподнем в захватанном шкафу здесь даже и не пахнет, решительно никакой примеси гадливого европейского душка
если эдип здесь и есть, то насыщен он как полноценная гибчайшая делёзианская адогматическая система включающих дизъюнкций (включено всё, даже эдип, но во главе угла он не стоит) - шизик согласен, что, скажем, Дева Мария, Мэрилин Монро или Мать Земля в его бреде - это его мать, но эта мать всегда беременна Девой Марией, Землёй, говорящими птицами, луной, Мэрилин Монро, чем угодно
ты это имел в виду под мутациями? ничего с эдипом в русском сознании не происходит - он просто включен в созвездие нестрогих дизъюнкций на плёнке тбо (чуть ниже измерения речи)
т.е. сознание может им галлюцинировать, но и только
Бердяев ещё поминал эдипа, но трактовал его в мистическом ключе, как отказ от солярной, мужской, творческой активности, участвующей в судьбе самого Бога, отца, и
выбор в пользу женской, теллурической стихии, меона, небытия
и мы снова не попадаем в классического эдипа
фрейдовский эдип - явление локальное, местечковое, имеет дату рождения, свою метрику, но при всей своей жалкости абсолютно незаслуженно раздут до масштабов гомеровских одиссей
я только ни с чем не могу сопоставить эти слова :
- от убитого отца бежит к другому, богу, а маме о своих подвигах рассказывает, спуская в штаны
можешь их привязать к контексту?