Рецензия на SHADYXV от сайта Pitchfork
Музыка Эминема пребывает в ужасном состоянии теперь вот уже целую декаду. Содержание и качество этого ужаса менялось незначительно - Encore 2004-го был ужасен в смущающем, недоуменном и прозрачном виде. Ужас Relapse заключался в регрессивном ребячестве. На Recovery он открыл новый и коммерческий успешный вид ужаса, смешав уродливую сущность домашнего насилия со сладкой мощью баллад.
Ужас, которым он заполнил прошлогодний бесконечный Marshall Mathers LP - его новая провинность: рэпер настойчиво, упорно, нетерпеливо ужасен, как студент-отличник, который думает, что понял, чего именно вам не хватало. В этот раз рычания слогов и нескончаемого сарказма. Он никогда не работал так много, подмечает Эминем в своих интервью; учитывая, что Маршалл выпустил 78-минутный альбом и еще один диск новой музыки, и все это за 1 год – он прав. Но утомительный и удручающий итог его нынешней карьерной фазы – это не “работа”. Это маниакальная настойчивость, вроде той, что заставляет какого-нибудь недотепу писать девушке 38 раз одно и то же.
На секундочку о структуре двухдисковой компиляции лейбла: она объединяет 12 новых песен со списком “лучших хитов”. Эминем запускает свою распыляющую рэп-бензопилу, и она ни разу не смолкает за последующий духовно истощающий час. Даже на своем пике его музыка никогда не славилась мелодичностью, но во время падения она имеет музыкальность, сравнимую с воздуходувкой. Продакшн на треках работает лишь в качестве секундомера: для того, чтоб дать точку отсчета и возвестить Маршалла, когда нужно остановиться, и лишь иногда его прерывает рок-припев. Отправка бита на альбом Эминема для продюссеров сравнима для писателя с помещением рукописи в дробилку для древесных отходов. С одной стороны, вам гарантирован определенный результат, но с другой, вам также обеспечено то, что никто не заметит вашей лепты в работе.
Сейчас Маршалл читает, практически постоянно переходя на крик, прибавляя не всегда обоснованной ярости с каждой строкой, что стирает все напряжение, целостность или возможное эмоциональное воздействие. Кроме того, в своей страсти к разрушению, он отказался от претензий на смысловую нагрузку. "Affable guy next door's laughable/ My next whore's gonna have mechanical arms that'll jack me off with a lotion dispenser/ With a motion sensor/ No emotion, hence I guess a sick prick dies hard/ I got a Magic Johnson," – лепечет рэпер на ShadyXV. Тут абсолютно нечем впечатляться.
Или взгляните на строки, походящие на логорею, из “Right For Me”: Roses are violet, mollys are blue, lost in a ball of confusion it's all an illusion/ It's probably the shrooms I'm on, cuz I think I started hallucinating/ Cuz I just thought I heard Jay Electronica announce his new shit/ And all I could do was just follow the music and end up with Paula Abdul at Lollapalooza filling water balloons with nail polish remover." Вы в состоянии хотя бы прочитать это все без помутнения в глазах?
Великий талант Маршалла – его эхолокаторное ухо, которое улавливает все, что в принципе может быть срифмовано между собой и то, как цепи этих рифмованных строк могут закрутиться в головокружительные башни – официально развился в маниакальный тик. Его куплеты искажают всю суть произношения и ритма.
Здесь присутствуют проблески самосознания и мысли уходящей на закат суперзвезды, напоминая бутылки с записками о спасении, качающиеся на волнах океана бессмыслицы. "A martyr on a private charter/ Whose life could be harder?" – иронизирует он над собой в ShadyXV. В “Fine Line” задается вопросом: "Is it really my soul to keep, or have I sold it cheap?". Кое-где Эминем признается во всеуслышание: "Sometimes I just wanna walk into Target and look at shit, browse, I don't even wanna buy nothing, I just wanna fuckin' wanna walk around inside it/ Look how excited I sound when I get to talking about life and everything about it I miss." Нет ничего хитросплетенного или хотя бы интересного в этой фразе или в том, как он мучает и искажает гласные, чтоб они рифмовались, кроме отчетливого чувства изоляции и неполноценности, которое всегда просачивалось сквозь пелену наполненного ненавистью творчества Мэтэрса.
“Лучшие хиты” – неправильное название для диска: это по большей части сборная солянка выбросов и нарезок лейбла Shady. Но есть тут и хорошие песни: на счету Оби Трайса 3 из них, все добротные и достойные спасения из коммерчески обреченных альбомов, на которых они были похоронены. Спродюссированая Доктором Дрэ “The Setup” c “Cheers”; Cry Now (Shady Remix); и саундтрек к Entourage “Wanna Know”. По какой-то причине нам напоминают о песнях из Get Rich Or Die Tryin 50 Cent’а, хотя этот альбом и так является одним из самых продаваемых. В наличии несколько приличных песен от Slaughterhouse. Однако их присутствие скорее символизирует индустрию Shady - группу нахлебников, которые на каком-то этапе вроде как вдохновляют Маршалла продолжать карьеру.
На сентиментальном сингле при участии Sia “Guts Over Fear” Эминем открыто признает, что прибегает к ребяческой тактике – угрожая ударить Лану Дель Рэй во фристайле или намереваясь изнасиловать Iggy Azalea на треке “Vegas” – потому что у него нет других идей, нечего дальше говорить, и осознавать это крайне болезненно. "There's no more emotion for me to pull from/ Just a bunch of playful songs that I make for fun/ So, to the break of dawn, here I go, recycling the same old song." Откровенность этого послания удивительна. Мы утопаем вместе с ним, стареющим белым парнем, которому нечего сказать, владея самым большим мегафоном в хип-хопе.
Оценка - 2/10