29 марта 2005, 03:37
| | |
#3 (ПС)
| ЛАД БЕЗ ЗВУКОРЯДА” (некоторые другие ТИПЫ интонирования)
Темброво-регистровый ТИП интонирования основан на контрастном сопоставлении двух разных регистров голоса и связанных с ними тембров (окрасок) звуков, но точные соотношения высот внутри регистров и между ними не имеют существенного значения.
ТИП интонирования, при котором на вдохе берётся относительно высокий и громкий начальный звук, носящий характер восклицания, а затем на выдохе происходит спад напряжения – высотное нисхождение скольжение (в дальнейшем этот тип получил широкое распространение и в условиях фиксированных высотных шкал).
ТИП интонирования, при котором в напеве есть более или менее фиксированный по высоте стержневой тон (он выделяется также ритмически), но фиксированных интервалов нет: вокруг стержневого тона происходит свободное скольжение с частым возвращением к опоре.
ТИП интонирования, при котором используются две выделенные опоры – на сравнительно близком высотном расстоянии, но не фиксированном в качестве какого-либо акустически точного интервала.
ТИП интонирования, при котором напев часто начинается с эмоционально яркого восклицания (как бы «зачина», представленного высоким звуком), а затем спускается в более низкий регистр и в нём попеременно затрагивает две сравнительно близкие опоры, что может образовывать особый ритм словесного текста – ритм интонационных повышений и понижений (подобный ритм характерен для русского былинного стиха).
--------------------------
Перечисленные ТИПЫ интонирования часто совмещаются или переходят друг в друга.
Для них характерен «ПРИНЦИП РАСТОЯНИЯ», при котором РАЗЛИЧАЮТСЯ более широкие или узкие интонации, но ВНЕ какой-либо системы качественно определённых тонов (системы фиксированных, акустически точных, интервалов). |