| ИДЕФИКС
Сообщения: 2,781
Регистрация: 13.12.2002 |
20 марта 2003, 05:14
| | |
#8 (ПС)
| Пиздец прям:
Во вторник мировые информагентства сообщили, что Саддам Хусейн отклонил ультиматум президента США и отказался покинуть страну, как того требовал Джордж Буш. Таким образом, война стала практически неизбежной, и теперь один из главных вопросов – будет ли в ходе кампании применено оружие массового поражения со стороны США. Что же касается Ирака, то эксперты едины во мнении, что ядерного оружия у него нет. Более того, они полагают, что сейчас Саддам Хусейн не решится применить и свое химическое оружие. Иракский лидер не захочет таким образом испортить свой «имидж жертвы» и не рискнет спровоцировать ядерный удар со стороны США. Тем не менее, по оценкам экспертов, потери американцев все равно могут оказаться чувствительными.
На днях американское командование пообещало выпустить по Ираку в первые же сутки войны около 600 крылатых ракет. Один из главных вопросов, который сейчас беспокоит всех – удовлетворятся ли Штаты использованием этой огневой мощи и не решатся ли они пойти на более масштабную «акцию устрашения» и применить ядерное оружие. «Не остается никаких сомнений в том, что США применят ядерное оружие, которое уже завезено на военные базы США в Кувейте», -- заявил на пресс-конференции во вторник вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. По его мнению, вероятнее всего, речь может идти об использовании тактических проникающих зарядов небольшой мощности для поражения заглубленных бункеров. По словам г-на Ивашова, США в последнее время как раз активизировали работу над такими боеприпасами. Позиция самих Штатов по этому вопросу неясна. По всей видимости, администрация США намеренно «нагоняет туман», оказывая психологическое давления на Ирак. В начале этого года влиятельные американские газеты Independent и Los Angeles Times цитировали представителей Белого дома, заявлявших о возможном применении ядерного и нелетального химического оружия. Вместе с тем, другие представители американских властей успокаивали общественность и заверяли, что ядерное оружие применяться не будет.
По общему мнению экспертов, применение оружия массового поражения американской армией невыгодно в первую очередь самим Соединенным Штатам. «Полагаю, что такую возможность теоретически исключать нельзя, -- сказал RBC daily первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Валерий Манилов. -- Но с военной точки зрения – это не нужно, а с политической и вовсе абсурдно». По мнению г-на Манилова, ядерный удар был бы неприемлем с точки зрения мирового сообщества и самих США. «Если они (США) рискнут пойти на такой шаг, то их ждет политический крах», -- говорит генерал. По мнению старшего научного сотрудника ПИР-Центра Дмитрия Евстафьева, ядерным оружием и недавно испытанной объемно-детонирующей бомбой США скорее хотели оказать психологическое давление и едва ли всерьез собираются его использовать. «С другой стороны, -- сказал г-н Евстафьев в беседе с корреспондентом RBC daily, -- От этой администрации США можно ожидать всего». «В свое время нынешний министр обороны Дональд Рамсфелд (тогда он был членом администрации президента Джеральда Форда) всерьез обдумывал применение тактического ядерного оружия во Вьетнаме, -- отмечает Дмитрий Евстафьев. -- И только непосредственное вмешательство СССР тогда смогло это остановить. Но сейчас у нас нет СССР».
Что же касается Ирака, эксперты сходятся во мнении, что ядерным оружием, несмотря на все заявления Белого дома, Хусейн не владеет. «Думаю, что у Хусейна нет сколько-нибудь серьезных запасов оружия массового поражения, имеющих боевое значение, -- говорит Валерий Манилов. -- Если они и есть, то мизерные – и то вряд ли». По мнению сенатора, в первую очередь это касается химического и бактериологического оружия – других видов, в частности ядерного, у Ирака «на 99,9 процента» нет. «Ядерного оружия у Саддама нет – его не успели сделать, -- соглашается Дмитрий Евстафьев. -- Разработки были, об этом заявляли международные инспекторы, но их не успели довести до конца». Вместе с тем, по мнению г-на Евстафьева, у режима Хусейна должно было остаться некоторое количество химического оружия. При этом, по мнению научного сотрудника ПИР-Центра, у Ирака вероятнее всего могло сохраниться самое простое оружие – например синильная кислота, которую в свое время Хусейн применял на курдских повстанцах. «Технология ее производства известна, оборудование для этого нужно простое – оно есть практически на любом заводе по производству минеральных удобрений», -- отмечает г-н Евстафьев. В то же время, по его мнению, у Саддама не могло остаться много химического оружия. «Не думаю, что эти запасы большие – все-таки, инспекции были очень серьезные – но я все же сомневаюсь, что они нашли все», -- говорит он. При этом времени до начала военной операции остается слишком мало, чтобы Ирак мог произвести значительное количество боевых химикатов – даже самых простых.
Таким образом, военная операция, судя по всему, пройдет с использованием обычных вооружений. Тем не менее, столь рекламируемыми администрацией США «высокоточными» ударами дело не закончится. «В принципе, операция может обойтись и крылатыми ракетами, если США удастся сразу покончить с Хусейном, -- отмечает Дмитрий Евстафьев. -- Но в 1991 году, когда запасы высокоточного оружия были куда больше, этого не получилось». По его мнению, именно недостаток запасов высокоточного оружия заставит американцев довольно скоро перейти к совершенно другим методам. «Например, в Косово высокоточное оружие начало иссякать уже на 30-й день стрельбы, -- говорит Дмитрий Евстафьев. -- И если сейчас США будут бомбить Ирак теми темпами, о которых они заявляли (по 600 ракет в день), то запасы высокоточного оружия переброшенного в этот регион закончатся на 20-й день операции». Поэтому, считает он, где-то на 25-30 день американцам придется сменить тактику и перейти от точечных ударов к ковровым бомбардировкам – а это нужно будет обосновать и оправдать.
Г-н Евстафьев полагает, что военную операцию разделят на три стадии. Первой станут удары крылатыми ракетами, направленные на поражение инфраструктуры. Затем последуют авиаудары и запуски ракет меньшей дальности по отдельным военным формированиям. «А затем США начнут сыпать старыми бомбами, которых на складах скопилось огромное количество, по иракской боевой технике, рассредоточенной в пустыне», -- говорит сотрудник ПИР-Центра. По мнению Валерия Манилова, нынешняя американская группировка в Персидском заливе из крылатых ракет, 700 самолетов и дальнобойной артиллерии позволяет поразить все намеченные оперативные цели. Но стратегических целей – в частности свержения режима Хусейна – таким дистанционным воздействием достигнуть нельзя, говорит генерал. «Эти цели требуют наземных действий – и это будет основной частью операции», -- говорит г-н Манилов. По его мнению, сопротивление со стороны Ирака на этой стадии войны может быть очень серьезным. «Война вызовет недовольство и осуждение мирового сообщества – и это серьезный стимул к сопротивлению», -- говорит сенатор. По его словам, у Ирака имеется армия примерно в 400 тысяч человек. «Вооружение у Ирака не самое современное, но достаточно эффективное для данного театра боевых действий, -- отмечает Валерий Манилов. – Следовательно, потери США будут значительными». Генерал отмечает, что по расчетам самих США потери американской армии могут составить около 10 тысяч человек против четверти миллиона у иракцев. Однако, говорит он, реальные потери Штатов могут оказаться куда серьезнее. По некоторым оценкам, отмечает г-н Манилов, США могут потерять трех из каждых десяти солдат своей группировки. «Не думаю, что при таких потерях война сможет продолжаться долго до победного конца», -- говорит он.
Однако есть мнение, что большую часть потерь понесут не США и не армия Ирака, а мирное население – просто потому что иракские военные не будут сопротивляться. «Хусейн борется за власть, а не за военную победу, -- говорит Дмитрий Евстафьев. – Иначе он мог бы ударить первым две недели назад, когда войска США только высаживались – и его никто не смог бы остановить». Более того, по мнению г-на Евстафьева, именно на этом бездействии Хусейна и основывается стратегия США. «Они изучили Саддама вдоль и поперек – и все расчеты США основаны именно на том, что Хусейн ничего не будет делать», -- говорит сотрудник ПИР-Центра. По его мнению, для проведения полноценной операции против Ирака, если он действительно будет защищаться, у размещенной в Заливе группировки США просто нет достаточных средств, а заявления американского командования – блеф чистой воды. По мнению Дмитрия Евстафьева, пассивная позиция Хусейна – залог того, что Ирак не воспользуется своим химическим оружием. Ведь, в принципе, Ирак уже давно мог нанести по размещаемой группировке небольшой, но эффективный удар с применением той же синильной кислоты. Кроме того, сейчас Хусейн очень ценит свой нынешний позитивный имидж. Он выступает в роли весьма своеобразной «надежды прогрессивного человечества», к нему обращены взгляды всех правозащитников, говорит г-н Евстафьев. Если же он применит «химию» – Буш де-факто окажется прав, а Хусейн автоматически перестанет быть «надеждой прогрессивного человечества». Кроме того, Хусейн не может не понимать, что в случае химической атаки верх в администрации США могут взять наиболее радикальные «ястребы», и тогда Ирак может действительно оказаться под угрозой ядерного удара. «Химической атакой Хусейн снимет с США и без того слабые ограничения по средствам, которыми они будут атаковать Ирак», -- считает Дмитрий Евстафьев. |