Braz | 28 ноября 2005 13:02 | Каменное зодчество Древней Руси: преемственность и своеобразие.
В древнейшую эпоху постройки на Руси, богатой лесом, производились преимущественно из дерева, и можно предполагать, что деревянное зодчество в ней стояло на значительной степени развития. С IX века, одновременно с принятием христианства, на Руси появляется каменное зодчество, принесённое греческими мастерами, которые по образцу византийских храмов строили в Киеве и других городах церкви и, кроме того, гражданские и военные сооружения. Вскоре от греческих мастеров каменное строительство перенимают и русские зодчие. В XI веке летописи приводят имена русских строителей: Коров, Милонег и др. Исконное деревянное строительство должно было уступить своё место византийскому, каменному, сохранив своё значение для гражданских построек.
Возникшие в XI и XII веках церкви принадлежат к двум типам, кубическому и крестовому. К первому типу относятся те храмы, главная масса которых приближается к форме куба, ко второму - те, в которых главная масса представляет форму креста. В кубическом типе можно заметить два вида - киевский и владимиро-суздальский. К киевскому типу принадлежат как церкви Киева, так и все сходные с ними. Таковы: церковь Десятинная в Киеве Х века, Черниговский Спасский собор, Св. София Новгородская XI века и др. Стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича - плинфы и камня на розовом известковом растворе - цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера. Часто употреблялась так называемая кладка с утоплённым рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розовой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши – всё вместе создавало нарядный, праздничный облик здания, иного декоративного убранства и не требовалось. Другой вид этого типа, владимиро-суздальский, мы находим в церквах XII века - св. Георгия в Юрьеве Полесском, Всемилостивого Спаса в Евфимиевском монастыре в Суздале, Владимирско-Дмитриевском и Успенском соборах и т.д.
Во всех этих выстроенных из камня храмах средняя арка на фасаде возвышается над боковыми незначительно, невелик также и средний алтарный выступ. Покрытие глав - шлемообразное, покрытие крыш не полукруглое, по аркам, а ломаной линией по фронтонам. Кроме того, владимиро-суздальские храмы отличаются от киевских меньшими размерами, обилием внешней отделки и деталями, большей стройностью и высотой. При общем византийском плане стиль их - смешанный, носящий некоторые ранее не встречавшиеся особенности.
XI век в древнерусской архитектуре- это эпоха «трёх Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси – Киева, Чернигова, Переяславля – строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сёстры» Софии Киевской – София Новгородская и София Полоцкая- возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие творчески преобразили его до неузнаваемости.
Новгородский храм выглядит суровее, монументальнее и компактнее. Пять его мощных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Стены Софии Киевской «дышат», наступая на зрителя и отступая от него, создавая гармонию ниш, окон, полукружий и малых куполов. Внешний облик северного Софийского собора гораздо строже, его стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере(внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» пространств, которое присутствует в киевском храме. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлиненны, крупные высокие столбы «прорезают» внутрехрамовое пространство, разделяя его на гранённые кубические зоны.
Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственной характеру северной природы.
Переход центра жизни из Киева во Владимир уменьшил несколько влияние Византии, и церкви, возводимые здесь при помощи сведущих в каменном зодчестве иностранных мастеров, носят на себе несомненный отпечаток романского стиля, особенно в богатых внешних украшениях.
Дальнейшее развитие русской архитектуры северо-восточной Руси замедляется в период господства татар (1238 - 1480). Немногие уцелевшие памятники этой эпохи свидетельствуют о крайнем упадке зодчества.
На протяжении XI и XII в. христианство завоёвывает прочные позиции. Возрастает роль церкви на всей обширной территории древнерусского государства. В архитектуре второй половины XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в художественном облике храма по сравнению с праздничным, ликующим образом первой половины столетия. Господствующее положение занимает теперь одноглавый трехнефный шестистолпный храм. Именно такими были не дошедший до нас Успенский собор Киево-Печерского монастыря, не сохранившийся собор Михайловского Златоверхого монастыря, собор Выдубицкого монастыря и др. |