Ричард Филлипс Фейнман (Richard P. Feynman, 1918-1988).
Родился в Нью-Йорке. Окончил Массачусетский технологический институт в 1939 г., затем был аспирантом Уилера в Принстоне. В 1942 г. получил степень доктора философии. Во время войны участвовал в исследовательских работах в области ядерной физики, сначала в Принстонском университете (1942-43), затем в Лос-Аламосской лаборатории (1943-45). С 1944 г. вел преподавательскую деятельность - сначала ассистентом профессора в Корнельском университете, а с 1950 г. - профессором Калифорнийского технологического института в Пасадене. Работы Фейнмана посвящены квантовой теории поля, квантовой электродинамике, физике элементарных частиц, статистической физике, сверхпроводимости, теории гравитации. В 1954 г. получил одну из высших наград в физике - медаль А. Эйнштейна "За большой вклад в развитие физико-математических наук". В 1965 г. ему совместно с С. Томонагой и Дж. Швингером присуждена Нобелевская премия по физике за создание современной квантовой электродинамики. В 1982 г. выдвинул идею квантового компьютера.
Мы тоже вряд ли сумеем определить, что такое мышление. Но, может быть, нам повезет и мы правильно поставим хотя бы несколько вопросов по этому поводу. А это уже первый шаг к ответам. Но сначала пару слов о терминологии. В разных дисциплинах термины "мышление", "разум", "интеллект" имеют разное значение. Например, в психологии "интеллект" составляет подмножество понятия "мышление", некую совокупность самых общих умственных способностей. В данном тексте во избежание междисциплинарной многозначности все эти термины считаются синонимами.
Мышление и его компоненты
Что же такое мышление в общем смысле? Вопрос этот по своей важности достоин того, чтобы стать основным вопросом философии. По всей видимости, суть мышления и является одной из его сторон. Можно было бы привести несколько страниц определений мышления, серьезных и юмористических, сгенерированных представителями разных наук, культур и эпох. Среди них были бы такие: "Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности". Или такие: "Мышление - это то, что отличает человека от машины", "Разум - это еще не сформировавшийся инстинкт" и "Интеллект - способность человека совершать ошибки". Но дело в том, что эти несколько страниц определений ни на йоту не приблизили бы нас к пониманию сути мышления, а только бы все запутали. Поступим иначе. Не будем сейчас давать никаких определений. Выдвинем несколько гипотез и сделаем несколько допущений для того, чтобы попробовать разобраться со структурой мышления, его значимыми свойствами и функциями. Причем сделаем это с нескольких различных точек зрения. Говоря образно, рассмотрим со всех сторон некий "черный ящик". Повертим, покрутим его, и может быть, что для наших прикладных надобностей никаких определений давать и не придется, а на значимые выводы мы выйдем "малой кровью", успешно избежав необходимости решать основной вопрос философии. |