Не расслабляться нас призывает каждый трек Скриптонита, ведь художественный мир исполнителя ершист и неудобен, как колючий свитер. То ему "не нужно новых друзей", то девушки надоели, то родня исполняет, а нового знакомого от "новой гниды" и вовсе не отличить. Но для многих это любимый свитер, так что носим, несмотря на его упорное сопротивление в виде обструкции. Песня 2024 года "Не расслабляйся" тоже колется и попадает на мой вязальный стол. Интро и припев
Песня начинается с предостережения: даже опытному человеку нельзя терять бдительность. В мире, где всё быстро меняется, расслабленность может привести к падению. Это мироощущение характерно для лирического героя, даже на волне успеха он не чувствует себя органично. В каждой песне на первом плане изнанка, а не фасад удавшейся жизни. Автор объясняет сложность своего бытия на примере автомобиля: он вроде немецкий, но сделан в Китае и продан за рубль, равно как и исполнитель из Казахстана, который работает на российскую аудиторию. Так он демонстрирует ощущение чужеродности, отсутствия аутентичности.
Примечательно, что эта машина, как и многие другие статусные вещи, "не идет, а канает": слово "идет" (в значении "подходит") заменяется на жаргонный вариант с отрицательной коннотацией "канает", то есть подходит с натяжкой. Ассоциация закрепляется несуразным образом: селедка тоже никак не сочетается с шубой, это даже звучит смешно, однако данное сочетание укоренилось и стало нормой, никто уже ему не удивляется. Вот и герой чувствует себя не в своей тарелке, неуютно, искусственно: как немецкое авто, сделанное в Китае, или самый странный в мире салат. Но и то, и другое явление люди считают обыденным, как и его успех, который сегодня кажется незыблемым, абсолютно естественным, но не для него. Внутри он все также напряжен и ждет подвоха. Не расслабляйся, даже когда долго в теме
Тем более, когда долго в теме
Под жопой немец
Сделан в Китае, продан за рубль
Не идет, а канает, селедка под шубой Куплет
Сначала автор рисует картинку богатой жизни: тут и сейфы в тумбах, и ресторанное блюдо, и упоминание известного и высокооплачиваемого баскетболиста (тоже из Греции). А потом резко опускает планку: на волне успеха люди "пересмотрели халаты" (обленились) и едва помнят, как вставать на лыжи (спортивные отсылки к образу баскетболиста: от триумфа формы к падению и деградации). Сейфы спрятаны в тумбах
Водка, греческий салат
Яннис Антетокумнпо, пересмотрели халаты
О себе возомнили, ожидания выше крыши
Отжимания помнят и как вставать на лыжи
Автор говорит об изменчивости жизни, о том, что нужно запасаться на периоды неудач. Время от времени дышит, иногда засуха
Иногда со всех сторон летит, запасы за пазухой
Далее он оценивает творчество коллег и выражает к нему свое презрение. Отсылки к восточным традициям ("Кебаб и хумус") и последним тенденциям в музыке (для баб и "урок" - уголовных элементов) дают общее представление о лидерах индустрии, но без имен. Автор высмеивает мотивацию рэперов, указывая на их зависимость от женского внимания. А завершает мысль очередным изнаночным откровением: чем богаче парень, тем больше придется отдать. Сегодня ты имеешь (девушку в ламборджини), а завтра - тебя (большие налоги). Пох№й их тренды, съемки, аренды
Пилево, тендеры, наборы джентельменов
Кебаб и хумус, репертуар чисто для баб и урок
Лишь бы усадить ее анус в тот Urus
Чем шире улыбка, тем шире раздвинут ноги
Чем чище наличка, тем больше налоги
В этой части автор уподобляет лестницы коридорам - говорит о том, что путь наверх оказывается лабиринтом, где можно легко заблудиться. Только кажется, что ты просто поднимаешься, на самом деле все куда сложнее и приходится постоянно искать себя. Фраза "с уборных в опорные", скорее всего, означает превращение из аутсайдера (в уборной) в бойца (в опорном пункте). Сегодня герой на пике формы, поэтому у него 23 номер под подошвой. Наиболее знаковым и узнаваемым в баскетболе остается № 23 — спасибо Майклу Джордану и Леброну Джеймсу, двум величайшим баскетболистам в истории. Однако после кульминации нас ждет провал. Автор снова перечисляет побочные эффекты от успеха: изжоги ношпы - проблемы со здоровьем, ложные выводы, сложные щи - печальное или озабоченное выражение на лице "там, где не светит выгода" - зависимость от материальных благ, петли и кредиторы - много новых финансовых обязательств и неразрешимых проблем, свары и своры - ссоры и враждебные группы.
Автор подводит неутешительный итог в своем фирменном стиле: "Доставили на дом, но не положили приборы". Да, у него все есть, но быть с этим? Приборов нет, как и понимания, что делать дальше. Ощущение неудобства, неизвестности, дезориентации подкрепляется новой метафорой: "хоккей, но с мячом". После этого идет перечисление "жестких" игр, с которыми имеет сходство непростая жизнь героя, и казахский мат, призванный усилить накал. Красные и черные - цвета рулетки, автор продолжает мотив игры, определяющий темп и тональность его бытия. Лестницы - коридоры, с уборных в опорные
Осталось в прошлом, 23 под подошвой
Изжоги ношпы, ложные выводы
Сложные щи, ебать, там, где не светит выгода
Петли и кредиторы, свары и своры
Доставили на дом, но не положили приборы
Хоккей, но с мячом, шутеры, скореры
Әкең сгейн щегол
Красные, черные Подводим итог
Песня передает атмосферу современной жизни, наполненной показным богатством, ложными надеждами и скрытыми проблемами. Автор критикует гонку за трендами, зависимость от денег и стремление к внешнему успеху, который часто оказывается иллюзией. Он показывает жесткие реалии жизни — за фасадом успеха скрываются долги, погоня за миражами, страх. В песне подчеркивается бессмысленность материальных благ — даже обладая деньгами, человек сталкивается с налогами, кредиторами и обманом - и обманчивость успеха — тренды, мода и машины не делают человека счастливее. Наконец, он приходит к выводу, что важно быть начеку, даже если уже "долго в теме".
Если рассматривать текст через призму личности автора, можно предположить, что он делится своими наблюдениями о жизни вокруг: о том, как легко попасть в ловушку иллюзий успеха, как люди гонятся за статусом, но не видят реальных проблем. Сам исполнитель прошел путь от бедности к известности, и теперь он разоблачает обратную сторону этой дороги.
Песня передает мрачную, но правдивую картину современной действительности. Она заставляет задуматься о том, что внешнее благополучие не всегда соответствует реальному положению дел, а материальные ценности могут быть лишь ловушкой. Главное послание — не расслабляться и сохранять трезвый взгляд на жизнь, несмотря на любые обстоятельства.
|