Hip-Hop.Ru

Hip-Hop.Ru (https://www.hip-hop.ru/forum/)
-   DJing / Создание музыки (https://www.hip-hop.ru/forum/djing-sozdanie-muzyki-f12)
-   -   Словарь терминов (https://www.hip-hop.ru/forum/slovar-terminov-191568/)

Cheebis 5 октября 2008 00:25

Словарь терминов
 
Помоему было бы не плохо для будущих битмейкеров создать такой словарь.А то когда начинаешь читать слова типа:VST плагины,сэмплы......начинаешь путоться в новых понятиях.А так любой сможет зайти и узнать,что обозначает и т.д. и т.п.


Добавлено через 1 минуту
Хотелось бы узнать,что такое VST плагины и для чего используються

Подвальный ПЭПЭ 5 октября 2008 00:27

Привет начинающим "мюзик мейкерам"! Этот маленький словарик поможет вам разобраться с компьютерно-музыкальными терминами. Наверняка начинающему компьютерному музыканту встречалось много непонятных слов на посещаемых сайтах, а вот с помощью этого словарика и можно будет понять, чего-же хотели умные дяди с midi клавиатурой :)
Словарь так-же может помочь и опытным компьютерным музыкантам! Так что учиться, учится, и ещё раз учиться! Всем удачи!!!
SAMPLE - (Сэмпл, семпл) - кусок аудио-файла.
LOOP - (Луп) - циклически повторяющийся фрагмент, например, партии ударных.
GROOVE - (Грув) - - то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса и др.
GRABBER, RIPPER - (Граббер, риппер) - программа, служащая для копирования audio дисков в WAV или MP3 файл.
CODER, ENCODER - (Кодер, Декодер) - программа для кодирования или раскодирования из какого-либо звукового формата в другой, например, *.wav >> *.mp3.
CODEC - (Кодек) - кодер и декодер, два в одном в виде драйвера.
BITRATE - (Битрейт) - количество бит, отведенное для хранения 1 времени записи (измеряется в килобитах в секунду - Kbps или Kb/s).
BPM - (Beats Per Minute) - удары в минуту. Это самый распространенный и удобный способ измерения темпа.
SLIDER, FADER - (Слайдер, фэйдер) - регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра - например, громкость, балланс и тп.
FULL DUPLEX - (Полнодуплексный режим) - режим, поддерживающийся большинством карт средней ценовой категории, позволяющий производить одновременную запись и воспроизведение. На старых ISA-картах, типа SB AWE64, для реализации режима Full Duplex использовались 2 DMA-канала (Direct Memory Access). Но проблема в том, что один канал был 16-битный, а другой 8-битный. Сейчас же все производители звуковых карт переходят к PCI. Такие звуковухи не используют DMA каналы, поэтому все проблемы исчезают сами собой.
MP3 - (MPEG Layer 3) - очень популярный на сегодня аудио формат, жестко сжимает 16-битные аудио файлы за счет отчистки от звука "лишней" информации, не особо слышимой человеческим ухом.
PLUG-IN - (Плагин, плугин) - Вообще-то это широкое понятие, означающее что-то, что можно к чему-нибуть присоединить. Так понятие "plugin" можно встретить в графике. В музыкальном же софте это обычно небольшая прога, служащая для обработки звука. В основном все пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами, хотя существует еще куча всяких малоизвестных форматов.
SEQUENCER - (Секвенсор) - устройство (в частности - виртуальное) для сведения аудио, видео, MIDI, а иногда всего сразу. Секвенсоры отвечают за синхронизированное воспроизведение несколько дорожек. Популярные секвенсоры - Cakewalk Pro Audio 9 и Cubase VST/32 5.1.
SYNTHESIZER - (Синтезатор) - это устройство синтезирующее звук :) Первоначально синтезаторы были "железными", потом виртуальными. Способов синтеза буквально десятки, каждый интересен по-своему. Наибольшее распространение получили синтезаторы, работающие по принципу воспроизведения готовых звуков (сэмплов) - sample playback. На ходу они могут быть обработаны огибающими, фильтрами, эффектами и тд. Результат подчас просто потрясающий! В прошлое уходит FM-синтезис (Freq. Modulation - принцип частотной модуляции). Такие синтезаторные чипы, например, до сих пор ставятся на самые дешевые звуковые карты. Возможности его очень скромны - генерируются простейшие волны (синусоидные, пилообразные, пульсирующие) и модулируются друг другом. Лучшее что можно из этого слепить - простенький огранчик и бас-барабан для танцевальной музыки - отстой!
ADSR - (Огибающая) - важный параметр задания звучания ноты в любых синтезаторах. Это кривая, определяющая во времени продолжительность атаки (Attack), спада (Decay), задержки (Sustain) и окончательного затухания (Release). На самом деле можно описывать звук еще точнее, однако ADSR'а обычно хватает, поэтому он наиболее распространен.
MIDI CONTROLLER - (MIDI-контроллер) - рассмотрим разные варианты :
1. Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура.
2. Слайдер, ручка, кнопка на теле MIDI-клавиатуры или иного MIDI-устройства, педаль и вообще, что угодно, подающее по MIDI-интерфейсу команды синтезатору или иному устройству. Примеры - Modulation Wheel, Sustain Pedal, Soft Pedal.
3. Параметр синтезатора, который может принимать значения в каком-то диапазоне (например, 0-127). Каждый синтезатор соответствует определенному стандарту и имеет соответствующий набор таких параметров. Таким образом, в спецификации GM (General MIDI) контроллер с номером 1 отвечает за степень модуляции сигнала, 7 - за громкость MIDI-канала, 64 - за нажатие педали сустейна (Sustain Pedal). Однако в наборе контроллеров синтезаторов формата XG (eXtended General) мы найдем массу других контроллеров, которых нет в GM.
SOUND BLASTER - (SB) - наиболее качественная, удобная и популярная серия звуковых карт от компании Creative. Это - SB Pro, SB 16, SB 32, SB AWE32, SB AWE64 (Gold), SB PCI64, SB PCI128 и новые модели.
WAVESHAPE - (Форма Волны) - просто форма волны элементарного сигнала. Сигнал этот воспроизводит осциллятор или генератор. Самые известные формы волн: Sawtooth (пилообразная), Pulse (пульсирующая), Square (квадратная), Triangle (треугольная), Sine (синусоидальная), Noise/Random (шум/случайная).
VIBRATO - (Вибрато) - периодическое изменение частоты. То есть, если певец применяет эффект вибрато, то это означает, что он колеблет высоту взятой голосом ноты с определенной скоростью (частотой). Эффект вибрато очень широко используется среди музыкантов, так как во многих случаях делает звук более сочным и увесистым.
VELOCITY - (Скрость нажатия) - один из MIDI-контроллеров, отвечает за скорость (силу) нажатия (key-on) и отжатия (key-off) клавиш. Параметр Velocity посылается во внешний синтезатор, например, каждой клавишей нормальной (активной) MIDI-клавиатуры. Есть еще ненормальные (неактивные) клавиатуры. Они не различают силы удара по клавишам и поэтому в любом случае выдают одинаковые значения Velocity (обычно - 64).
TREMELO - (Тремоло) - периодическое изменение амплитуды сигнала. В живой музыке эффект встречается реже, чем, скажем, вибрато. Эффект тремоло используется, например, рок-гитаристами. Для этого к звуку электрогитары применяется специальная примочка с педалью. В совокупности с DISTORTION и WAH-WAH получается замечательный эффект!
EQ - (Эквалайзер) - устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться програмно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень.
COMPRESSOR - (Компрессор) - устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки звукового тракта. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии.
EXPANDER - (Экспандер) - противоположность компрессору. Работает наоборот - расширяет динамический диапазон сигнала. Обработку экспандером логично применить к звуку, списанному с радиопередачи или иного скомпрессированого источника.
NOISE GATE - (Гейт, ПШ) - устройство подавления шумов (ПШ) в паузах. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину. Нормальные гейты также позволяют установить время на атаку и релиз. То есть подавление и восстановление будут происходить не сразу, а спустя некоторое время.
DELAY - (Дилэй) - эффект задержки сигнала. Задержанный сигнал может "гулять" по панораме, обрабатываться фильтрами. Эффект дилэя может быть с успехом быть применен в композиции, особенно когда время задержки пропорционально длительности такта - попадает в ритм - либо специально непропорционально - например, задержка по триолям.
REVERB - (Реверберация) - эффект, основанный на многократном наложении задерженного на доли секунд сигнала. При использовании сложных алгоритмов, фильтров, стерео эффектов можно очень хорошо эмулировать свойства реальных помещений - концертных залов, комнат, холлов.
CHORUS - (Хорус) - эффект хора. Достигается при наложении исходного сигнала самого на себя с задержкой и модуляцией. С качественными алгоритмами хоруса можно действительно обогатить звук, придать ему новую окраску.
FLANGER (Флэнжер) - примерно то же, что и хорус. Только с помощью флэнжера добиваются специфического звучания, редко встречающегося в природе, однако весьма интересного - надо слышать.
DISTORTION - (Дисторшн, искажение) - оригинальный эффект перегруза, характерен для рок-гитары или 303 синтезаторов. Но может с успехом быть использован и с другими инструментами. В основе эффекта лежит сильная компрессия, которая превращает синусоидальную форму волны необработанного сигнала почти в "прямоугольную". За счет этого спектр сигнала сильно обогащается, тембр инструмента становится интереснее.

Limit_Martini 5 октября 2008 01:02

Тэк-с... Сейчас начеркаю то что я знаю и что меня постоянно спрашивают. Советую это всем людям, делающим музыку знать, чтобы попрестижней выглядеть. Начну...

Определения общего знания.


Музыкант - артист, занимающийся музыкой.

Диджей - человек, сводящий музыку для всеобщего прослушивания на вечеринках/радио.

Композитор - музыкант, пишущий ноты (партитуру) для музыкальной композиции.

Аранжировщик - музыкант, создающий музыкальное оформление для уже задуманной песни (аранжировку). Используюет либо ноты, написанные композитором, либо сам являющийся композитором для конкретного оформления.

МС - ведущий шоу вживую, зажигающий народ. Позже - человек, исполняющий речитатив.

Битмейкер - музыкант, создающий музыкальное оформление в рамках жанров хип-хопа. Чаще используюет сэмплы/петли из чужих музыкальных композиций.

Вокалист - музыкант, использующий в качестве музыкального инструмента свой собственный голос.

Инструментал - очень широкое понятие, включающее в себя минусовку, аранжировку, а также музыкальные композиции, не требующие вокала.

Минусовка, минус, минус вокал - музыкальное оформление уже существующей песни.

Бит (Beat) - инструментал жанров хип-хопа.


Сэмплы (Samples):

Петля (Loop) - музыкальный отрывок, постоянно повторяющийся (или способный к этому) в музыкальной композиции.

Ваншот (One-shot) - звуковой отрывок-дополнение, изредка используемый в музыкальной композиции. Чаще - эффект.

Также сэмплы могут быть нарезаны микро-долями для последущих созданий петель.


Определения, обязательные для музыкантов.


Барабаны.

Бочка (Kick) - главный барабан, выпадающий на сильные доли (на 1 и 3 в ломаном ритме, и на каждую в прямом ритме). Именно бочка задаёт "ломанность" ритма.

Рабочий барабан (Snare) - главный барабан, выпадающий на сильные доли (чаще на 2 и 4).

Палочка (Stick) - используется и как рабочий барабан, и как тарелка в зависимости от вида.


Тарелки ("железо"):

Большая толстая (Crash) - используется при началах определённых партий.

Большая тонкая (Cymbal) - используется при началах определённых партий.

Средняя тонкая (Ride) - используется для создания "эффекта тяжести" в сильных долях.

Маленькая (Hat) - используется для "насыщения" ритма.


Перкуссия (очень много видов, приведу несколько главных примеров):

Бонго (Bongo) - видоизменённые восточные бочки, по которым бьют руками (мягче).

Конго (Congo) - видоизменённые восточные бочки, по которым бьют руками (грубее).

Тимпани (Timpani, Tom)- видоизменённые бочки.

Все мелкие тарелки также относятся к перкуссии.

Все вышеперечисленные ударные инструменты не дополняют нотную гармонию музыкальных композиций. Но также существуют нотные ударные (колокольчики, ксилофон, металофон и т.д.), используемые наряду с остальными музыкальными инструментами.


Нотные музыкальные инструменты.

Струнные - гитара, мандолина, ситара и т.д. (как ни странно, арфа не относится к этой категории)

Клавишные - фортепьяно, орган, клавесин и т.д.

Духовые:

Деревянные - флейта, дудка, горн и т.д. ("свистулька")

Медные - труба, саксофон, валторна и т.д.

Смычковые - скрипка, виолончель, контрабас и т.д. В плагинах VST эта категория чаще называется Strings.


Приёмы игры на музыкальных инструментах.

Игра легато (legato) - каждая нота длится до тех пор, пока не зазвучит следущая.

Игра стаккато (staccato) - кратковременное звучание нот.

Игра пиццикато (pizzicato) - приглушённое звучание нот, как правило, на струнных и смычковых инструментах с зажатием струн.
Похожая - игра спиккато (spiccato), при которой струны зажимаются сразу же после взятия аккорда/ноты.


Гармония ("гармошка") - ноты для музыкального инструмента (включая вокал) в определённой композиции.

Партитура - ноты оркестра (всей музыкальной композиции).


Аккомпанимент - фон музыкальной композиции (так сказать, "рецессивные ноты"), на который сверху наигрываются доминирующие ноты.


Тональность - нота, с которой начинается музыкальная композиция/мелодия.

Доля - часть такта, как правило, чаще одня четвёртая.

Долевая размерность - размерность одного такта. В настоящее время почти вся музыка имеет долевую размерность 4. Из исключений знаю только долевую размерность вальса - 3.

Правило чётности - существует для четырёхразмерной музыки. Звучит так: Петля музыкальной композиции состоит либо из одного, либо из чётного количества тактов.


Переходы.

Брейк (Break) - резкие выделения сильных долей под конец партии.

Филл (Fill) - разнообразное изменение нот/ритмического рисунка под конец партии.

Ролл (Roll) - нарастание рабочего ударного инструмента под конец партии.

Огибающая (Automation) - изменение одного/нескольких параметров эффектера на музыкальном инструменте/всей композиции в течение какого либо времени. Часто используемый пример - нарастание низких/высоких частот с нуля до нормы.

Фейд (Fade) - изменение громкости музыкального инструмента/всей композиции в течение какого либо времени. Чаще всего - поднятие с нуля до нормы в начале композиции, или снижение от нормы до нуля под конец композиции.


Кода - концовка музыкальной композиции.


Аккорд - звучание нескольких нот одновременно.


Хух... Сейчас пока ничего больше на ум не приходит... Добавляйте, спрашивайте.

Я. Для форума hip-hop.ru

Гуник 5 октября 2008 01:43

ADSR-огибающая

а твою "огибающую" я бы просто назвал "автоматизацией"

Гуник 5 октября 2008 20:05

а есть тут что нить что можно оставить? а то перечитывать всё страшно :bomba:


Добавлено через 2 минуты
Цитата:

Цитата от Cheebis (Сообщение 1065198663)
Что такое реверберация?Если можно доступным русским языком,своими словами.

Эффект реверберации: теория и практика

Гуник 5 октября 2008 20:20

АЦП. Аналого-цифровой преобразователь, см. статью "Цифровой звук".

Аттенюатор. Устройство или функция ступенчатого уменьшения уровня.

Вау-вау. Эффект изменения частоты среза пропускающего фильтра низких частот.

Вибрато. Эффект периодического изменения высоты звука.

Вращения динамика эффект. Комплексное изменение звучания: одновременная амплитудная модуляция, частотная модуляция, тембральное смещение, кажущееся движение источника. Также называется "лесли" (см. статью "Oрган Hammond").

Демпинг-фактор. Параметр, характеризующий совместную работу акустической системы и оконечного каскада усилителя, см. здесь.

Джек. Вид разъема, также называется "phone", см. статью "Коммутация, часть 2а (разъемы)".

Драйвер. Минипрограмма, обеспечивающая работу прикладных программ с периферийными устройствами.

Луп. Семпл, предназначенный для воспроизведения в закольцованном виде.

Модуляция. Изменение, управление.

Мультитембральность. Количество одновременно воспроизводимых пэтчей инструмента (чаще всего синтезатора).

Неразрушающее редактирование. Изменение данных без уничтожения их первоначального состояния.

Овердрайв. Эффект перегрузки.

Огибающей генератор. Устройство или функция, изменяющая параметр с течением времени.

Передискретизация. Дискретизация на повышенной частоте при аналого-цифровом или цифро-аналоговом преобразовании, см. статью "Цифровой звук".

Перфоманс. Набор из нескольких пэтчей. Также может называться "комби", "мульти", "микс".

Петля. Участок семпла, предназначенный для закольцовывания при воспроизведении семпла.

Подключаемый модуль (плагин). Дополнительная программа, работающая внутри "основной" программы.

Полифония. Количество одновременно воспроизводимых "голосов" инструмента (чаще всего синтезатора). Может отличаться от количества одновременно воспроизводимых нот, поскольку в некоторых звуках некоторых инструментов для одной ноты может использоваться несколько голосов одновременно.

Полосовой фильтр. Устройство или функция, пропускающие звуковой сигнал только в установленной частотной полосе и удаляющие остальное.

Пользовательский. Набор параметров, подготовленный пользователем.

Пресетный. Набор параметров, подготовленный производителем.

Пэтч. Набор параметров устройства. В синтезаторах также может называться "программа", "тембр", "звук", "пресет".

Разрядность. Параметр цифрового звука, см. статью "Цифровой звук".

Режекторный фильтр. Устройство или функция, удаляющие звуковой сигнал только в установленной частотной полосе и пропускающие остальное.

Секвенсор. Устройство, программа или функция, служащие для записи и воспроизведения информации.

Семпл. В семплерах и синтезаторах - образец звучания, записанный в цифровом виде. В цифровом звуке вообще - один из отсчетов, ряд которых представляет сигнал после аналого-цифрового преобразования, см. статью "Цифровой звук".

Симметричный. Способ передачи электрического сигнала с использованием двух проводов, по одному из которых сигнал передается в противофазе, см. статью "Коммутация, часть 1 (теория)".

Тремоло. Эффект периодического изменения амплитуды звука.

Фантомное питание. Маломощное питание, необходимое для работы конденсаторных микрофонов.

Фейзер. Эффект периодического изменения фазового соотношения прямого и обработанного сигналов.

Фленджер. Эффект, обычно получаемый посредством небольшой задержки сигнала, модуляции времени задержки, смешивания обработанного сигнала с прямым.

Флэш-память. Изменяемая память, сохраняющая содержание при выключении питания.

Хорус. Эффект "хора", обычно получается посредством небольшого смещения высоты звука, модуляции количества смещения, смешивания обработанного сигнала с прямым.

ЦАП. Цифро-аналоговый преобразователь, см. статью "Цифровой звук".

Частота дискретизации. Параметр цифрового звука, см. статью "Цифровой звук".

Шаговый секвенсор. Устройство, программа или функция, служащие для воспроизведения предварительно запрограммированной информации.

Эквалайзер. Устройство или функция изменения частотного спектра звука.

AES/EBU. Формат двухканального цифрового интерфейса, также известный как AES3.

ADAT. Широко распространенный тип восьмидорожечных цифровых магнитофонов, созданных фирмой Alesis. Используемый в них восьмиканальный оптический цифровой интерфейс поддерживается многими другими производителями.

ASIO. Формат драйверов, разработанный компанией Steinberg, см. здесь.

Audio Units (AU). Формат подключаемых модулей в операционной системе Apple MacOS X.

CD-R. Однократно записываемые компакт-диски, см. статью "CD-R".

CD-ROM. Компакт-диски с данными, см. статьи "CD-ROM" и "CD-R".

CD-RW. Перезаписываемые компакт-диски.

Core Audio. Формат аудиодрайверов в операционной системе Apple MacOS X.

Core MIDI. Формат MIDI-драйверов в операционной системе Apple MacOS X.

DirectX. Технология, разработанная компанией Microsoft, формат подключаемых модулей или формат драйверов. Еще называется Direct Sound.

FOH. Front of House - часть концертного помещения перед авансценой. В применении к звуковому оборудованию - то, что имеет отношение к озвучиванию зрительного зала.

MADI. Multichannel Audio Digital Interface - многоканальный электрический цифровой интерфейс, разработанный для передачи до 56 аудиоканалов между многодорожечными записывающими устройствами и микшерными пультами. Также есть оптический вариант.

MIDI. Цифровой интерфейс, предназначенный для управления музыкальными инструментами и другими устройствами, см. статьи "Зачем нужно MIDI" и "15 лет MIDI".

MP3. Формат звуковых файлов, используется сжатие данных с потерями.

RAM. Изменяемая память, теряющая содержание при отсутствии питания.

RCA. Вид разъема, также называется "phono", см. статью "Коммутация, часть 2а (разъемы)".

ROM. Постоянная (неизменяемая) память.

SCSI. Small Computer System Interface, интерфейс передачи данных, см. статью "SCSI".

SPDIF. Формат двухканального цифрового интерфейса, разработанный компаниями Sony и Philips для бытовой аппаратуры.

TDIF. Teac Digital Interface Format - восьмиканальный цифровой интерфейс, разработанный для восьмидорожечных цифровых магнитофонов типа DTRS (серия Tascam DA).

VST. Формат подключаемых модулей, разработанный компанией Steinberg, см. здесь.

Wordclock. Способ синхронизации цифровых устройств, также называется "синхрослово".

XLR. Вид разъема, иногда называется "канон", см. статью "Коммутация, часть 2а (разъемы)".


взято отсюда

Jingo Brass 5 октября 2008 21:12

Цитата:

Цитата от Limit_Martini (Сообщение 1065199644)
Его объяснение просто возможно будет непонятно рядовому познающему мир человеку. Я проще это высказал. А в принципе, и то и другое верно.

В принципе и клавиши можно называть не Си бемоль третьей октавы, а 78-ая, черная, с низу...

Гуник 5 октября 2008 21:13

пацики, давайте во избежание дез-отсебятины, будем орудовать цитатми из инета с указанием источника?
Limit_Martini, твой пост придётся загасить :(

ма3им 8 октября 2008 16:57

я ржал.
Особенно "музыкант - артист занимающийся музыкой" порадовало)))))))))

Hummer_aka_H3 8 октября 2008 19:36

Вокалист - музыкант, использующий в качестве музыкального инструмента свой собственный голос.


я пацталом:D:D:D:horosho:

ма3им 9 октября 2008 00:58

Hummer_aka_H3 - можешь обьяснить что тебя рассмешило?

Воин 30 мая 2019 01:02

Обновите термины, пацаны, пздц как надо


Часовой пояс GMT +3, время: 17:08.

Powered by vBulletin® Version 3.8.11
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions Inc.

vBulletin Optimisation provided by vB Optimise (Pro) - vBulletin Mods & Addons Copyright © 2024 DragonByte Technologies Ltd.