Интернет-Баттлы в Русском Рэпе (За и против) Рэп-баттлы в интернете: За и против Цитата:
- Мы тут скоро новый баттл проводить будем. Не заинтересованы в сотрудничестве?
- Нет.
- А посудить не желаете?
- Нет.
Русский рэп переживает эпидемию баттлов. С этим уже невозможно спорить. Начиналось все с локальных посиделок на всем известном форуме, а сейчас это уже отдельная, вполне самостоятельная часть культуры. И остается только радоваться тому, что этому вирусу подвержен не весь русский рэп, а лишь его часть - хоть и очень значительная по количеству, но малоинтересная с точки зрения индустрии.
Постараюсь объяснить.
Заставь дурака Богу молиться... Идея-то ведь была хорошей. И действительно из баттлов вышли такие яркие персонажи, как Drago и ST1M. Именно с баттлов, по сути, началась история RA Productions...
И вот во что все это превратилось. Сейчас каждый сайт считает обязательным условием своего развития организацию собственного баттла. А каждый рэппер, соответственно, считает не менее обязательным условием развития своей карьеры участие в максимальном количестве баттлов.
Давайте по пунктам разберемся с привычным списком декларируемых преимуществ баттлов.
1) Баттлы - это отличная практика для начинающих исполнителей.
Всегда считал, что лучшей практикой для любых исполнителей служат репетиции, живые выступления и работа в студии. То есть как раз то, чем НЕ занимаются баттловые рэпперы.
2) Участием в баттлах исполнитель значительно повышает свой уровень, расширяет круг тем, находит новые рифмы.
А по-моему, есть что-то убогое в том, что все МС под гребенку пишут треки на одну и ту же заданную сверху тему, вместо того чтобы думать над собственными идеями. Более того, уже сейчас мы становимся свидетелями появления поколения молодых исполнителей, чье творчество ограничено баттловыми рамками. Ну а про известную в широких кругах группу, выпускавшую на своих альбомах баттловые треки, даже вспоминать не хочется...
3) Баттлы - отличная выставка талантов: можно на других посмотреть и себя показать.
Более ярким и интересным способом self-promo является хотя бы запись микстейпов. По ним, по крайней мере, можно сложить более полноценное впечатление как о техническом арсенале, так и о широте тем исполнителей. Участвуя в баттле, более-менее успешный рэппер (про других говорить совсем неинтересно) записывает материал, сравнимый по объему с EP. Практически всегда это сильно тормозит работу над собственными полноценными релизами: лучший пример - MaryJane, чей лидер Тохаль под именем Mr. Hyde зачем-то два года подряд участвовал в Официальных Баттлах, на это время забрасывая работу над долгожданным вторым альбомом.
4) Баттлы - прекрасная стартовая ступенька для начинающих исполнителей, которые могут обратить на себя внимание и получить если не контракт, то новых поклонников.
Обычно здесь приводятся примеры Noize MC, подписавшего контракт с Universal, MAD-A с Uplifto Records и ST1M с King Ring. Окей. Вот только Noize был не менее ярким исполнителем и без баттлов; MAD-A, если бы не тратила время на интернет-баталии, могла бы уже давно записать яркий альбом, который, естественно, заинтересовал бы кого надо; а ST1M, я уверен, с тем же успехом мог бы принести Сереге свой микстейп.
5) Баттлы - отличный стимул для исполнителя не стоять на месте, а записывать треки.
Тут надо добавить «хотя бы треки на баттл». Потому что классическое объяснение примерно таково (цитирую по памяти, автора не называю):
- Ну, понимаешь, Андрюх, на баттлах есть конкретные сроки, и ты знаешь, что трек сдать НАДО. А когда делаешь что-то для себя - можно и отложить...
В итоге получается так, что на баттл трек сдается, пусть с домашней записью, под минус "In Da Club" и с хреновым сведением. А трек «для себя» - на альбом, на микстейп, на сборник - не пишется. Потому что «надо же еще на баттл сдать...». Ну да.
Я не знаю, какие еще доводы можно привести в защиту баттлов. Но для меня все они перекрываются несколькими конкретными примерами.
Про действительно очень грустную ситуацию с MaryJane я уже писал выше.
Идем дальше. Chet. Один из самых ярких российских баттловиков сейчас. Участвовал в куче баттлов, многие из которых выиграл. В запасе у него, если не ошибаюсь, около полусотни баттловых треков - и НИ ОДНОГО полноценного альбомного. Более того, он, как и многие другие активисты рэпа-в-интернете, попал сейчас в забавный тупик: новыми песнями обязательно нужно поднять планку своего же обширного баттлового материала, что не так-то просто. Язык-то уже заточен под баттловые стандарты. А люди ведь в любом случае будут сравнивать.
«...Всю жизнь пишущие демо...» - кажется, так было у Лигалайза, да? Время вносит свои поправки: «...всю жизнь пишущие баттловые треки». И вырваться из трясины баттлов русскому рэпу будет очень сложно, потому что аудитория исправно все это скачивает, а еще - что уже совсем клиника - активно обсуждает. Граница между зрителями и участниками плавно стирается. И все новые и новые люди, попадая в интернет, понимают, что самое модное сейчас баттлы. Самое нужное. Самое интересное. Не задумываясь о том, что эти баттлы могут быть как трамплином в их карьере, так и потолком. Самостоятельно, замечу, созданным.
А индустрия развивается. Концерт, посвященный последнему баттлу, стал для многих одним из самых запоминающихся рэп-мероприятий последнего времени. Незадолго до него вышел DVD с прошлогодним итоговым концертом. Плюс mp3-сборники, компиляции «The Best Of» - и гигабайты баттловых треков на жестких дисках и в плеерах представителей, кхм, интернет-общественности.
Так индустрия развивается.
Индустрийка.
Потому что, к счастью, пока вы обсуждаете результаты очередного раунда и рассуждаете с пеной у рта о продажности тех или иных судей, некоторые исполнители дают интервью, снимают клипы, записывают альбомы. В общем, занимаются намного более подобающими артисту занятиями.
Каждому своё.
| (c) HipHop.Ru первоисточник:horosho: |