Очень старая легенда из Новосиба
Умыкание невесты
Как вспоминают старики, народ стыдливым раньше был, и девушки с парнями открыто не ходили, даже на празднике сидеть им рядом было как бы неприлично. Но что не сделает любовь?!
Когда-то посреди тундры, жила красавица одна. Та девушка, как водится, влюбилась и юноше доверилась во всем. Ее возлюбленного звали Песерей. По молодости лет, по страсти случилось между ними то, что до сих пор случается с влюбленными нередко.
И девушка, сгорая со стыда, уговорила Песерея украсть ее и увезти к себе домой - то, что случилось между ними, лишь свадьбой можно было бы прикрыть.
Вот в юрте Песерея собралась родня - готовятся к свадьбе и косы расплетают красавице, чтоб в женскую прическу - в две косы - переплести девические шестьдесят косичек.
А в это время в юрту Песерея ворвалась неумолимая погоня - родня красавицы набросилась на тех, кто там собрался, и стала избивать плетьми всех, начиная с жениха.
Когда досталось крепко Песерею, тот закричал: "Довольно! Не бейте родичей моих! Берите девушку обратно, уж если так хотите! Я, может, на другой теперь женюсь:"
Все нападавшие оторопели от немужского поведенья, а девушка с косой недоплетенной стала петь:
"Я новую шубейку, Песерей, чтобы с тобою встретиться, надела. Два парня стали мне припевки петь, а я на них тогда не посмотрела".
Но Песерей не отозвался, хоть полагалось на песню песней отвечать. Тогда она решилась на откровенность:
"Хвост моего солового оленя не ты ли закрутил, о Песерей? Подол шубейки праздничной моей не ты ли расстелил, о Песерей? Хвост моего пестрого оленя не ты ли завязал, о Песерей? Подол шубейки праздничной моей не ты ли разостлал, о Песерей?"
Но отмолчался Песерей, взгляд в землю опустив. Тогда красавица открыла людям правду:
"Ты не стеснялся на воротнике застежку расстегнуть, о Песерей? Когда нас догнала моя родня, чего ж ты застеснялся, Песерей? Ты, не боясь, под мышкой у меня застежку расстегнул, о Песерей! Когда ж настигла нас моя родня, чего ж ты испугался, Песерей?"
Услышав песни девушки, погоня поняла, в чем дело. И, оставив Песерею его жену, умчалась в свой аал.
Как вспоминают старики, народ в былые времена не только был стыдливым, но и гордым. Пусть имя девушки молва не сохранила - спасибо, что хоть песни донесла до нас.
