_____________________________________
ВЫВИХ ВСЕГО — ЭТО НАЧАЛО ЗВУКОВ НОВЫХ
«Что такое фенокопия?»
Последние несколько недель на бескрайних просторах рунета наблюдается всплеск интереса к этому термину: люди хотят знать его точное определение, спорят и заваливают друг друга статьями из бесчисленных интернет-справочников и словарей.
Вместе с тем, «Фенокопия», если говорить о новом релизе от Pooledrec, никоим образом не поддаётся точному определению и логическому осмыслению, как, собственно, и всё ранее изданное лейблом. Тем не менее, попытаемся всё-таки воссоздать общее впечатление об альбоме.
«Фенокопия», если говорить об основной концепции, напоминает эксперимент, или, лучше, первый шаг, начало чего-то нового — релиз как бы открывает следующую главу творческой деятельности Pooledrec. Сборка мало чем похожа на предыдущие релизы.
Помимо уже известных нам GilliA, Coddy и Enfleurage, в записи принимали участие Гена Сорокер (Череповец), Sheridan (Владивосток), Да Край (Екабштат, Латвия). Шесть исполнителей, тринадцать треков, последовательно раскрывающих перед нами сложные, порой противоречивые картины человеческого сознания и окружающей действительности, сквозь призму этого сознания воспринятые.
Общий депрессивный настрой предыдущих релизов сменился новым — по мере прослушивания «Фенокопии» создаётся впечатление чего-то глобального, масштабного, нового и неизведанного — чувство, возникающее, когда открываешь дверь, за которой ещё ни разу не был. Здесь волнение и апатия, радость и страх, предчувствие торжества или неудачи и ещё сотня настроений сплетаются воедино, образуя сложный эмоциональный настрой «Фенокопии».
Композиция альбома отражает его идейное содержание: трек-лист открывается и завершается сольными композициями GilliA, присутствует несколько фитов с его участием и сольные треки других участников. Разноплановость, сложность «Фенокопии» в том, что на фоне глобального, надчеловеческого, абстрактного и отвлеченного, заявленного в текстах близкого к объективности GilliA, здесь появляется человеческое, субъективное, заявленное у других авторов, а у Гены Сорокера присутствуют даже глубоко личные мотивы, и в этом плане Гена и GilliA, представленные на сборке в большинстве, оказываются противопоставленными друг другу.
GilliA, практически полностью отказавшийся от читки, сменивший даже саму систему построения текстов и заметно развившийся в музыкальном плане, задаёт основную направленность сборки в восьми треках, в числе которых как сольные, так и фиты. Он буквально завораживает своим глубоким голосом, доносящим до сознания слушателя всю суть созданных образов и настроений. GilliA наконец-то добился того, чего так не хватало «Естествоиспытателю» и что уже было в «Человеке на Луне»: сложности внутреннего содержания при простой форме, в «Весе тела» доходящей практически до минимализма. Треки просты для восприятия, их хочется слушать, ими хочется наслаждаться, что обусловлено, в первую очередь, их «многослойностью»: с каждым последующим прослушиванием мы открываем для себя новый смысловой пласт, новый эмоциональный оттенок, находящий соответствующий отклик в нас самих. «Естествоиспытатель» сходу выдавал нам всего себя, при первом ознакомлении воздействуя несколько отталкивающе, и в этом был его минус: не каждый смог найти в себе силы для повторного прослушивания. Как уже говорилось, тексты GilliA абстрактны, «надчеловечны». Да, в них фигурируют образы людей, но мастерство автора в том, что через проявления частного он показывает общее. Субъективность здесь сведена к минимуму, и за счёт этого достигается ощущение глобальности, бескрайности, которое открывается лишь тонко чувствующему слушателю, воспринимающему творчество GilliA не аналитически, «умом», а всей своей сущностью, с удивлением обнаруживая в прослушанном и самого себя. В треках GilliA всё находится в гармоническом взаимодействии, ни нотки фальши и ни намёка на недостаток у автора средств выразить собственный замысел. Проще говоря, налицо развитие, и по всему видно, что второго «Естествоиспытателя» мы уже не получим. Что ж, быть может, оно и к лучшему, ведь мы получим что-то новое.
Один сольный трек и два фита с GilliA от Гены Сорокера как нельзя лучше вписываются в общую направленность сборки. В его весьма своеобразных текстах, как уже упоминалось, сильно авторское, личностное начало, и, таким образом, они в наибольшей степени раскрываются в фитах, где GilliA и Гена воспринимаются как бы «на фоне» друг друга. Треки Сорокера носят своего рода «констатирующий» характер: в превосходном «Пиромане» он сообщает нам о том, что «книга мертвых до конца заполнена, утверждена» таким же холодным голосом, как и ободряющее «не волнуйся, мы с тобою не такие и у нас времени на такого рода бредни». Глубоко личное содержание при бесстрастном, обезличенном исполнении — одна из особенностей треков Гены. Особо хотелось бы отметить «Время по-английски вышло» — один из лучших треков сборки. Но, к сожалению, добра без худа не бывает: в «Игре нутром» подкачала сама манера исполнения: весьма некачественная читка Гены выглядит ещё более невыгодно по контрасту с напевным, глубоким речитативом GilliA.
Трек «Будь кем хочешь» от Enfleurage плох единственно тем, что его слишком мало. Прекрасный вокал на фоне мелодичного минуса создают атмосферность, полное погружение в трек, и… Всё, две минуты вышли не попрощавшись. Очень многие ждут от Enfleurage, которая знакома нам, главным образом, как участник проекта «Розовые очки от Ferre», сольного творчества. Что ж, перед нами её сольный опыт, после прослушивания которого это желание ещё только возрастает.
В треке «Привет» от Coddy явно чувствуется настроение «Несовместимости», что никоим образом не является минусом: трек очень гармонично входит в сборку, впрочем, несколько «теряется» среди остальных, главным образом, из-за того, что его опять же, слишком мало. Ещё меньше, чем Enfleurage.
Sheridan, представленная сольным треком «Осложнение» и фитом «ДР», вносит в «Фенокопию» ещё один оттенок, который проще всего охарактеризовать словом «сексуальность». Своеобразие текста, исполненного глубоким женственным голосом, под довольно мелодичный минус, — всё это заставляет переслушивать Sheridan снова и снова, позволяя ей ненавязчиво, но верно завораживать нас. Будем надеяться, что за её довольно скромным дебютом последует что-то более весомое.
Несколько выбивается из общего настроения сборки Да Край: его треки, а сэмплер в особенности, живо вызывают ассоциации с «Естествоиспытателем» и «Несовместимостью», прежде всего, самой структурой текстов. Эмоциональный голос, очень качественные и атмосферные минуса, но общее смысловое содержание, построение фраз и рифм, сама подача слишком «a la GilliA» времён «Естествоиспытателя». Что ж, быть может, вне контекста сборки это и будет выглядеть более достойно, но именно в составе «Фенокопии» треки и сэмплер Да Края воспринимаются если и не как шаг назад, то уж точно не как развитие творчества Pooledrec.
«Фенокопия» — начало нового пути, следующими шагами на котором будут: ЕР «Натура» Гены Сорокера, альбом «Человек. Макеты Сплетений» Да Края и ЕР «Розовых очков от Ferre». Что ж, Pooledrec никогда не стояли на месте, поэтому пожелаем им удачи, и будем искренне надеяться, что у них всё получится, ведь это ещё только начало…
by Миша PRFSR
ссылка на релиз:
http://hip-hop.ru/forum/showthread.php?t=156450