Показать сообщение отдельно
LDH 73
Аватар для LDH 73
Сообщения: 3,283
Регистрация: 26.07.2008
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 9 ноября 2008, 00:33
  #274 (ПС)
-Цитата от D.1.S. Посмотреть сообщение
чё это за шалава ?
ИЗУЧАЙ , НЕУЧ
Абдула – один из самых интересных и противоречивых арабских писателей ранних дней ислама. Он был язычником, противостоявшим мусульманам. Его поэзия и его книга «Некрономикон» имели большое влияние, широко переводились, но часто запрещались[1]. Даже сейчас большая часть его работ остается потерянной и сам он мало известен в арабских странах. Однако сохранились ранние биографии этого человека. Первая из них принадлежит перу Ибн Кхаликана и относится к XII веку, хотя опирается скорее на слухи и догадки. Большинство других источников основывается на тексте Кхаликана[2], хотя для биографов было бы полезно использовать археологические свидетельства и научный подход, чтобы отделить факты от мифа.

Осталось не так много подлинных текстов Альхазреда. В дополнение к «Некрономикону» имеется собрание стихотворений, предположительно, сделанное в XI веке, а также шесть писем от «странника Абдулы» к «Измаилу Дамасскому», которые относятся к посещению Альхазредом Вавилона и могут быть образцом его почерка (если, конечно, не подделка).

Абдула Альхазред родился в городе Сана (в Йемене) не более чем через полвека после смерти (или вознесения) пророка Мухаммеда. Точная дата неизвестна, но исходя из даты смерти и его преклонного возраста, мы можем предположить, что она находится где-то между 665 и 670, во время правления Халифов Умайядов. Один из поздних источников (XIX век) утверждает, что араб – один из легендарного племени Ад, таинственных жителей юга полуострова[3]. Сомнительное утверждение. Поскольку это племя упоминается в Коране как проклятое (Ch. 89, etc), автор, возможно, исходил из темной славы Альхазреда, а не из реальных свидетельств. Напротив, семья его была обычной в йеменском обществе, довольно зажиточной и обосновавшейся в Сане поколения назад.

Ранние годы Альхазреда покрыты тайной даже для Ибн Кхаликана. Скорее всего, у него было нормальное детство, скрашенное увлечением музыкой и поэзией. Довольно рано он приобрел известность в Сане как многообещающий поэт и мог провести свою молодость в беспечности и достатке. Но романтическая жажда приключений, которую он не мог удовлетворить в родных краях, стала слишком сильна.

Манускрипт Чендлера соотносит Абдулу Альхазреда с Абдуллой ибн Килаба, йеменским бедуином, который согласно Муйам аль Булдан и Муруи аль Дханаб (около 950 г. н.э.) видел Ирем, но эти слухи появились намного позже смерти Альхазреда и кажутся мне неправдоподобными.

Источник, который должен бы быть наиболее достоверным – собственно «Некрономикон» - во многих аспектах не оказывается таковым. Это большой объем информации, относящийся к жизни Альхазреда, но из-за стиля и специфики книги, мы не можем утверждать, что все описанное в ней – правда. Рукопись содержит серию рассказов, которые, предполагается, описывают реальные события, происходившие с поэтом. Первый повествует о путешествии Альхазреда в Египет и о том, как он стал учеником Яктхуба, сарацинского колдуна. Представление об Абдуле как о многообещающем некроманте не совпадает с прочими источниками. Согласно рассказу, Яктхуб был убит, а Альхазред унаследовал его место в ордене и скитался по округе, страдая от посещавших его кошмаров. Профессор Альфред Вард замечал, что рассказы, относящиеся к тем странствиям Альхазреда, имеют столько фактических ошибок, что просто не могли быть написаны никем, жившим в те времена, даже если принимать во внимание многочисленные огрехи переписчиков и переводчиков.[4] Но какая-то часть текста должна принадлежать безумному арабу, пусть и небольшая. Что же мы можем вывести из него?

Альхазред покинул Йемен, когда ему было около двадцати, и присоединился к каравану в феврале под видом паломничества в Мекку (хотя был равнодушен, если не враждебен, к ортодоксальному исламу). Спустя несколько недель он прибыл в Мекку и совершил все положенные ритуалы. «Некрономикон» упоминает, что во время этого путешествия, Альхазред был одержим демоном, призванным тайным орденом. Возможно, именно этот случай и повлиял на молодого, восприимчивого поэта, заставив его обратиться к черной магии. Так или иначе, паломничество не принесло ему успокоения – Абдула отправился с караваном в Египет. Прибыв в страну около 688 г. н.э., он поселился в районе дельты Нила и продолжал свое творчество, пока не попал под влияние группы суфийских мистиков (или их предшественников – первый подобный культ был зафиксирован в VIII веке), лидером которых и был Яктхуб. Возможно, это был еретический гностический культ, но записи Альхазреда позволяют предположить, что в основе его мировоззрения все же лежал ислам, несмотря на недоверие к учению Мухаммеда. И все-таки записи араба свидетельствуют о том, что Альхазред был знаком с суфизмом, а Ибн Кхаликан довольно часто упоминает в его отношении термин «tasawwuf».[5]

За два года, прошедших после смерти Яктхуба, Абдула многое узнал о ритуальной магии и управлении культом. Пережив серьезную схватку при борьбе за власть (возможно с Ибн Газулом, упомянутым в рассказах), Альхазред смог стать новым лидером.

В свидетельствах Ибн Кхаликана говорится, что араб совершал паломничества к руинам Вавилона и подземным тайникам Мемфиса. Скорое всего, посещал он их именно в это время.[6] Под его началом культ сдвинулся к югу, ближе к его родным землям – Альхазред утверждал, что подобные указания были даны ему духом из катакомб Мемфиса, но возможно, им руководило лишь желание вернуться домой. Во время путешествий таинственным образом исчезли некоторые из членов общины, что также было приписано сверхъестественным силам, но могло иметь куда более прозаичное объяснение… как то удаление нежелательных конкурентов и несогласных с его политикой людей.

Здесь Альхазред исчезает из поля зрения исследователей, и мы можем опираться лишь на его записи либо на слухи. Сам Абдула заверяет, что провел в пустыне семь лет и посещал Ирем, таинственный город колонн, упомянутый в Коране, который по его впечатлению был создан до людей. Также он говорит о знакомстве с некой темной, безымянной религией, к которой лишь прикоснулся под руководством Яктхуба. Местоположение Ирема неизвестно, но одна из записей помещает его в трех неделях пути от Дамура.[7] Вся эта история звучит несколько странно, а Ибн Кхаликан даже приводит ее в качестве доказательства безумия Альхазреда.

В следующий раз Абдула появляется в хрониках уже как одинокий поэт, развлекающий публику. Возможно, он разорвал отношения с культом из-за своей жесткости по отношению к оппонентам, объясняя их исчезновение убийством по приказанию Бога Ирема, что весьма сочеталось с его планами. К началу VIII столетия Альхазред был процветающим поэтом, сохранились два его стихотворения «Песнь моего сердца» и «Поэмы для принца». К сожалению, о судьбе других его произведений ничего не известно, хотя современные ему источники упоминают циклы любовных стихотворений, а позже – циклы од. В средние века существовало мнение, что многие поздние стихотворения имели двойной смысл, но он так и не был раскрыт. При арабском дворе никто об этом не подозревал, и не упоминалось более о его деятельности в качестве мага или заклинателя, разве что песни оказывали гипнотическое влияние на слушателей и «сияние его светильника являло глазам калифа видения прекрасные и чудесные»[8]. Но никаких скандалов, связанных с темными культами, не возникало.

Однако бремя славы оказалось слишком велико для поэта, и он снова исчез. Согласно дневнику, вновь направился в Пустынные Земли, где обнаружил заброшенный город и отыскал письмена, сделанные не человеческой расой. Йеменские племена запомнили, что первое – довольно короткое – пребывание там изменило араба до неузнаваемости. В восточной части пустыни он встретил нечто, поведавшее ему свои тайны. И с этим новым знанием он второй раз посетил Безымянный Город, а через несколько месяцев был уже на пути в Египет.

В 708 г. Альхазред прибыл в Александрию, чтобы вновь зарабатывать на жизнь поэзией. Побывал в библиотеке Птолемея, которая считалась одним из величайших интеллектуальных центров мира. Согласно его записям, Абдула был приглашен неким мусульманином, чтобы очистить знаменитую «Черную Мечеть»[9] от ее зла. Как бы там ни было, Александрию он покидал со скандалом.

Вернувшись в родные земли, Альхазред, положившись на божественное провидение, стал во главе культа Shi’a al-Dejjat (Культ Антихриста). [10]

В это время он написал рассказ “Al Jeidah” (Кара). Как и стихи, рассказ был утерян, но сохранилось детальное описание его структуры: он состоял из 666 строк и 77 предложений, включая 2100 слов. История о семи героях в трех действиях и десяти явлениях (отдельных событиях). Некоторые соотносят его с произведениями Омара Хайяма, «Озимандиасом» Шелли и работами Кроули.

Вдохновленный (или истощенный) этим творческим порывом, Альхазред в очередной раз покидает цивилизацию, отправляясь в странствие в 710 г. Согласно Первой книге «Некрономикона», он провел 10 лет в Руб аль Кхали, Красной Пустыне на юге Аравии. По легенде, это место полно невиданных и таинственных чудес, и многие оттуда не возвращались – что может быть объяснено обитавшими там бандитскими группировками.

Именно тогда араб написал знаменитое двустишие, включенное во все редакции «Некрономикона»:

That is not dead which can eternal lie,

And with strange eons even death may die.[11]



Говорят, он грезил в безымянном городе, когда писал это. Возможно, в тот же период Альхазред разработал религиозные основы своей книги, хотя остается невыясненной связь между именами Ктхулху и Йог-Сотота и легендами Пустоши.

Религиозная система автора «Некрономикона» опирается на языческие представления о джиннах, которые вполне могут быть соотнесены с Древними – правившими Землей и воевавшими друг с другом, пока они не были выдворены другой расой (ифритами). Земные условия изменились, мешая им жить, но и не убив до конца. Так они погрузились в сон до тех пор, пока все не вернется на круги своя, но их дух (единая Душа Хаоса, Нирлатотеп) обитает снаружи или меж пространств, известных нам. Освободившись от законов природы, Древние ввергнут вселенную в Хаос. Эта религия – такой вид анархии, в которой не признаются даже законы физики.

Альхазред не провел все десять лет в безымянном городе – еще три года ушли на странствия по пустыне между Меккой и Саудовской Аравией, затем направился к северу, возможно, к восточному побережью. К этому времени относятся рассказы 6 и 7[12], а также эксперименты с наркотическими веществами. В 719 г. он побывал в «Долине Гробниц», расположение которой неизвестно, и утверждал, что встретил там халдея Саргона, ставшего последним звеном в цепи его обучения некромантии.

После смерти учителя Абдула отправился в Вавилон через Басру и Кувейт и пробыл там несколько лет, пока его вновь не одолела тяга к путешествиям. В письме Измаилу Дамасскому[13] он рассказывает о чудесах Византийской Империи, а затем уезжает еще севернее в горы и вновь исчезает из хроник. Возможно, он побывал в Европе и Азии, назвав Британию «Островом Тумана», а Тибет «Плато Ленга», а в горах Сирии нашел некую «Черную Вершину», являвшуюся по его словам, центром культа Йог-Сотота. Также араб упоминает племя Безымянных, которое встречается и у фон Юнцта.

В 730 г. Абдула возвращается к творчеству, сделав знаменем собственное безумие, о котором уже широко известно. Последние годы он проводит в Дамаске, где и была написана его знаменитая книга “Kitab Al Azif” (Вой демонов, ночных духов). Работа над ней продолжалась около пяти лет – все годы скитаний и постижений темных таинств запечатлели эти страницы. Говорят, было сделано три копии этой книги[14].

В 738 г. Альхазред исчезает, а источники расходятся[15]. Согласно современным летописцам, смерть Абдулы была странной и ужасающей: он был съеден заживо невидимым монстром прямо посреди рынка. Ибн Кхаликан повторяет эту легенду, прочие историки дают вариации на тему «постигшего его рока»[16]. Одна повествует о том, что Альхазреда похитили демоны, чтобы вернуть обратно в Ирем, другие же лишь о криках предсмертной агонии.

Хотя все эти истории могут быть лишь пропагандой ортодоксального ислама. Еретические тексты и ранние биографы говорят о постижении безумным поэтом тайн Пустошей и скором его возвращении в качестве «Mahdi of Yog-Sothoth”[17]. Его последователи были подавлены мусульманами и вынуждены скрываться, но «Некрономикон» хранился и переписывался, пока не стал известен в Европе и на Ближнем Востоке (преимущественно, в греческом переводе).

Вот практически и все, что нам известно об Абдуле Альхазреде. Но и из этого можно сделать определенные выводы.

Совершенно очевидно, что Альхазред был психически нестабилен во время написания «Некрономикона»: это исходит из содержания книги, обстоятельств смерти, настроения сохранившихся стихов. Возможно, он пережил несколько приступов (вроде эпилептических), считая их видениями или одержимостью, а бесплотные голоса легко могли бы быть квалифицированы современными психиатрами как шизофрения.

Другая теория, принадлежащая профессору Ванду, заключается в том, что упоминание Св. Фотия неких писаний Дамасциуса – «352 глав невероятных фантазий… 52 глав удивительных легенд о богах… 63 главы о появлении душ после смерти… 150 глав о необычных явлениях» относится именно к книге безумного араба. Имя автора, очевидно, происходит от названия города (Дамаск - Дамасский), где жил Абдула. Но эта версия ничем не может быть подтверждена, да и не вносит ничего нового в историю Абдулы Альхазреда.

Можно смело сказать, что сейчас его личность остается еще большей загадкой, чем в прошлом.



Хронологическая таблица



665-670 г.г. рождение Абдулы Альхазреда

680 г. – он становится известным как поэт

686 г. – покидает Сану

687 г. – посещает Мекку, отбывает в Египет

688 г. – становится учеником Яктхуба

690 г. – Яктхуб умирает

691 г. – Альхазред посещает Мемфис

693 г. – открывает врата Ирема

696 -705 г.г. – процветает в качестве поэта при дворе

706 г. – впервые посещает Пустынные Земли и Безымянный Город

708 г. – едет в Александрию

709 г. – пишет рассказ «Кара»

710 г. – вторично посещает Безымянный Город

717 г. – покидает его и скитается по пустыне

718 г. – сталкивается с Абдуллой из Басры

719 г. – пребывает в «Долине Гробниц», встречает Саргона

720 г. – Саргон умирает, Альхазред покидает Пустошь

721 г. – посещает руины Вавилона

726 г. – путешествует по Византийской Империи и дальше

729 г. – находит Черную Вершину

730 г. – прибывает в Дамаск, пишет «Некрономикон»

735 г. – заканчивает «Некрономикон», с него делаются копии

738 г. – Абдула Альхазред умирает или исчезает при непонятных обстоятельствах в весьма преклонном возрасте. Место захоронения неизвестно.



Замечания переводчика:

Эта статья была написана в начале 40-х годов XX века, еще до появления «Некрономикона» Саймона (1976), фрагменты ее были изданы Р. Вилсоном и Р. Шеа в книге “Illuminatus Vol.3: Leviathan” (Dell Books, 1975). Текст имеет научный характер, и автор довольно скептически относится к мифологическому объяснению событий из жизни Абдулы Альхазреда, он старается выявить факты на основе археологических и литературных свидетельств разного времени. Я сохранила большинство ссылок, ибо они сами по себе уже представляют почву для размышлений. Даты, приведенные здесь, не совпадают с известными мне источниками, и я не могу сказать, с чем это связано. Хотя доктор Армитаж подходит к делу со всей серьезностью, для него легендарный араб является прежде всего исторической личностью, реальным человеком, а все сверхъестественные случаи, описанные в Книге, он относит на счет безусловного сумасшествия Альхазреда.

Хочу заметить лишь, что безумие никогда не считалось чем-то противоестественным в отношении темных культов. Человек, избравший Путь, должен быть готов пожертвовать многим ради него, а потеря рассудка – лишь одно из неудобств, к которым нужно привыкнуть. Подлинное же прозрение возможно только после избавления от старых норм. Говоря начистоту, многие ли из вас, читающих эту статью, поручатся за свое душевное здоровье? Я вот не поручусь.

Верно писал Якоб Штраусс в предисловии к «Дневнику Безумца»:

offline
Ответить с цитированием