Показать сообщение отдельно
klkn
Junior Member
Сообщения: 21
Регистрация: 01.12.2003
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 1 декабря 2003, 13:23
  #31 (ПС)
Лё рап франсэ. АЯМ!
Лё рап франсэ. АЯМ.

IAM
Date de creation: 1989
Nationalite: francaise
Zone geographique: Europe
Langue chantee: Francais
Style musical: Rap

Это легенда, в реальность которой готовы поверить все би-бои и хип-хоперы Европы. Это последняя надежда континента, последний ответ законодателям рэпа, параноидальным афро-мусульманам из гетто. Им всегда говорили, что они вторичны и заурядны. Их концерты срывали, а лидеров группы обещали убить. Они стискивали зубы и крепче хватались за микрофон.

Кадры из культового французского фильма Матье Кассовица «Ненависть» трудно забыть. Молодой человек в футболке «Сайпрес Хилл» открывает окна и выдвигает динамики лицом во двор. Осторожно сдувает пыль с пластинки, мнет пальцы, нажимает кнопку «старт». “No, no regrets”, - затягивает сквозь скретчи великолепная Пиаф, украшающая своим голосом безмятежную панораму весенних пригородов Парижа. Неожиданный сэмпл смазывает картину, - “Fuck, fuck, fuck… fuck the police”. Молодые одобрительно покачивают головой. Через пять минут завяжется драка с копами.

Парень в футболке – ни кто иной, как ди-джей Имотеп, он же Паскаль Перез, «музыкальный архитектор» марсельской рэп-группы «IAM» («АЯМ»). В титрах фильма нет его имени, вся группа скрывается за строчкой «25-й кадр».

Бездельники с городских окраин, праздношатающиеся лентяи с берегов Средиземного моря… Са ва? - Са ва бьян…

О да, их было много. Любители фанка, речитатива, пластинок, независимых радиостанций и уличных танцев. Футбол? – Нет, там расисты, а здесь в Марселе смешение культур. Что, маргиналы? – Если хотите, то да. Филлип Франьон, Джефруа Муссард, Эрик Мазе, Паскаль Перез, Малек Браими и Франсуа Манди – потерянные романтики, ученики одной школы и дворовые друзья. Подождите еще не много и вы полюбите их имена, а пока…

Загнивающий индустриальный портовый городок на юге Франции, скучающие подростки, мечтающие о музыкальной карьере. Каждый вечер они выходят на дворовую площадку, чтобы соревноваться в остроумии слов и пластике танца. Оглядываясь на столичных ровесников из Парижа, полностью копирующих американскую сцену и прячущихся за англоязычными псевдонимами, марсельцы идут другим путем.

Все началось в середине 80-х. Зачинщики – выходцы марсельских окраин - Филлип Франьон и ди-джей Эрик Мазе встретились в группе Lively Crew. В 88-м к ним присоединяется Джефруа Муссард, который, как и Филипп, читает рэп, а также басист Паскаль, вместе они становятся le B Boys Stance. Еще спустя год команда окончательно укомплектовывается двумя танцорами: приходят Малек Браими и Франсуа Манди. С 89-го года они именуют себя АЯМ (IAM) и последующее десятилетие задают тон на французской хип-хоп сцене.

Увлеченный работами сенегальского историка-антрополога, Франсуа, помимо ежедневных занятий танцами, погружает своих товарищей в быт египетских фараонов, жестокость кочевников Дальнего Востока и загадочную историю Африки. Каждый участник банды на основе полученных знаний придумывает себе второе имя, которое станет первым на сцене.

Филлип после своей первой поездки в Нью-Йоркв 86-м, известен под псевдонимом Чилл (Chill), а теперь зовет себя Акенатон (Akhenaton) в честь первого египетского фараона, исповедующего монотеистическую религию, придерживающегося при этом строгих гуманистических принципов. Эрик становится Хеопсом (Kheops). Джефруа (он же Джо) посвятивший все свое детство единоборствам (3 года дзюдо, 5 лет каратэ и 10 – кунг-фу) выбирает имя Шурик’н (Shurik'n), что означает «звезда» (японское метательное оружие). Паскаль становится Имотепом (Imhotep), «архитектором звука». Малек превращается в Султана (Sultan), а сам Франсуа навсегда скрывается за странным именем Святой Кефрен (Divin Kephren).

Название группы также не случайно и имеет многозначную трактовку. IAM – это и Les Imperial Asiatic Man (Солдаты Азиатской Империи), и Invasion Arrivant de Mars (Вторжение с Марса), и Independantistes Autonomes Marseillais (Независимая Автономия Марселя), или попросту в переводе с английского «Я есть», «Я существую».
Итак, в 89-м ребята записывают первую магнитофонную запись. С которой начинается победоносное восхождение «южного рэпа» во Франции. Далее везде…

Заголовок альбома гласит: «Понятие» («Concept»). Странное название, доходчиво объясняет Джефруа: «Помните у Сократа «эйдос», кто имеет понятие, имеет знание, а кто имеет знание, тот обладает добродетелью. Цель нашей деятельности - добродетель».

Не смотря на ограниченный тираж записи, марсельских интеллектуалов замечает один из столичных дочерних лейблов компании Virgin. В июне следующего года АЯМ приглашают в Париж, где они подписывают контракт с "Labelle noir" (игра слов: «labelle» - это и красавица и лейбл), специализирующемся на молодых группах подающих надежды. 17 июля в Берси, самом крупном парижском зале, им предстоит открыть концерт Мадонны и стать знаменитыми. Ровно через год в этот же день, АЯМ узнают, что их ненавидит почти вся «белая» Франция.

1990 год, 25% жителей Марселя отдают свои голоса партии «Национального Фронта» Ле Пена, - этот акт воспринимается командой как призыв к действию. В марте 91-го на музыкальных прилавках появляется первая полноценная пластинка АЯМ «С планеты Марс…» («De la planet Mars…»). Обыгрывая созвучные названия далекой планеты и родного города, АЯМ подвергают Марсель жесткой критике: «Слепое королевство избирает одноглазого короля». «Алфавитный архитектор» Акенатон рисует социальную утопию, за клоунскими карикатурами которой, узнаются реальные политические лица. «Я всего лишь хотел реабилитировать наш город, раздираемый расизмом, безработицей, полицейским произволом и насилием. Мы все переживаем за его судьбу… мы должны бороться за его будущее» - скажет он позже. Альбом в корне меняет положение дел на французской рэп-сцене, из бормочущей она превращается в кричащую. Музыкальным рупором Франции, а позже и центром, окончательно становится Марсель. АЯМ называют группой новой (а по сути первой серьезной) волны хип-хопа (представителями первой волны принято считать NTM, MC Solaar и пр.). Молодые хулиганы, смелые новаторы - неофициально их признают открытием года, официально, в прессе, начинается травля команды. 17 июля крайне-правый еженедельник со смешным названием «Минута» помещает клеймящую рецензию на альбом марсельцев. Обвиняя группу в бездарности, критик еженедельника дает альбому новое название «С планеты преступников». С этого дня начинается долгосрочное противостояние АЯМ с «Национальным фронтом».

Проблема «расизма наоборот» решается АЯМ просто:
Никакого расизма к белым,
Они такие, как мы, - люди
Жаль у них слабые гены…
Белых скоро не будет.

Эти строки, написаны в ответ на срыв нескольких концертов АЯМ белыми наци-скинхедами. АЯМ распространяют в прессе байку о том, что весь шум крайне правых – это всего лишь «комплекс неполноценности неудовлетворенных подростков и страх перед сперматозоидами черных». На посыпавшиеся угрозы и оскорбления в адрес группы, ребята отвечали еще большими угрозами и ужасающими ругательствами.

Через два с половиной года после выхода первого альбома АЯМ представляют новый альбом «Тень – это свет» ("Ombre est lumiere"). 14 потрясающих композиций! Веселые, заносчивые, насмешливые тексты почти сюрреалистические по своей замысловатости и изобретательности. Отталкиваясь от лексики внедренной MC Solaar и требовательной энергетики NTM, IAM находят свой собственный почерк. Они говорят на понятном городском языке переполненным арго и сложными речевыми оборотами, из которых сквозит вся изобретательность и остроумие Акенатона и Шурик’на. Диск удачно лавирует между реальностью и мифологией, тут есть как полные горечи социальные тексты, так и отстранено пародийные, например, "Le Mia". Во Франции альбом ждет небывалый успех, композиции насмешливо положены на фанковый ритм и сквозят шутливыми рассуждениями «круглосуточных тусовщиков-задавак». Успех и известность на национальной сцене переводят марсельцев в разряд ведущих групп «восходящего поколения». В феврале 95-го их выбирают группой года по версии журнала les Victoires de la Musique. В этом же году они принимают участие в саундтрэке к фильму Кассовица «Ненависть». Концепция саундтрека заключалась в том, чтобы собрать на одном диске разных представителей рэп-сцены, которые своими композициями обыгрывали ситуации из фильма. Для тех, кто не видел этот фильм (рекомендация – смотреть только с пиратским переводом, ОРТ дают политкорректный перевод, называя скинхедов - панками) стоит пояснить, что основная тема фильма заключается в противостоянии (ненависти) полиции и жителей окраин, в основном молодежи.

Если «черные гетто» Америки, породившие рэп, находятся обычно в центрах городов, а богатые люди часто предпочитают спокойные окраины, то ситуация во Франции прямо противоположная. Этот порядок стал складываться сразу после войны, когда возникла необходимость разместить многочисленных иностранных рабочих, приехавших восстанавливать страну, а также молодых крестьян, хлынувших в большие города в поисках работы. Тогда и стали строиться высотные спальные районы в пригородах, и постепенно возникла общая политика отправлять бедных на окраины, чтобы очистить от них города.

С ростом безработицы ситуация в этих районах обострялась и в настоящий момент является крайне напряженной. Небольшое количество школ и переполненность классов, перенаселенность квартир, вопиющая бедность, жестокий контроль и произвол полиции приводят к постоянному ощущению близости социального взрыва. Не имеющая возможности вырваться из своей среды и лишенная перспектив молодежь устремляется в торговлю наркотиками и формируется во враждующие между собой группировки. Постоянно происходят бунты, беспощадно подавляемые полицией.

Фильм Матье Касовица показывает один день из жизни трех друзей «окраинного происхождения», араба, еврея и африканца. Прологом к фильму стала история человека, падающего из окна высотки, который чтобы успокоиться и не думать о приближающейся земле, повторяет про себя: «Пока все нормально». Эта аналогия относится к ситуации в парижских окраинах, взрывоопасность которых очевидна всем, но общество продолжает закрывать на это глаза и повторять: пока все идет нормально. Однако социальные противоречия и беспредел полиции делают взрыв неизбежным.
АЯМ, приложившие немало усилий к проекту, назвали саундтрэк «25-й кадр».

Этнический состав группы заслуживает особого внимания. Родственники Филлипа родом из Италии, Джо - малагасиец, Паскаль - француз алжирского происхождения, Султан Малек – алжирец, Франсуа – сенегалец, Эрик - испанец.

После долгих гастролей в поддержку предыдущего альбома, группа берет паузу и уходит в непродолжительный отпуск. По этой причине Акенатон и выпускает сольный альбом с ироничным названием «Чужак и мат» ("Meteque et mat"). Meteque – пренебрежительное французское слово, которым именуют иностранцев. Очень личный альбом с сумасшедшим юмором и южными остротами, выполненный в лучших традициях марсельской школы.

Спустя два года выходит альбом «Школа корыстолюбивого (денежного, серебряного) микрофона» ("l'Ecole du Micro d'argent"), который АЯМ записывают в Нью-Йорке (позже переиздают в Париже) в сотрудничестве с Prince Charles, известным гарлемским продюсером. Заглавие альбома свидетельствует о появлении огромного количества групп южной школы, марсельского региона, которых АЯМ пытаются поддержать и уберечь от трудностей, с которыми самостоятельно столкнулись. Тексты «Школы…» очищаются от метафор. Описание социальных несправедливостей и суровости мира показывается на примере небольших реальных рассказов, пропитанных тяжелой лирикой. Альбом расходится тиражом в 300 000 экземпляров, что само по себе является событием для рэп-записи.

В 97-м группа принимает участие еще в одном социальном проекте «11 мн 30 против расистских законов». Совместно с таким рэпперами как Assassin, Menelik, Ministere Amer, Fabe и другими, они записывают альбом в поддержку Ассоциации, занимающейся проблемами миграции и окраин (Mouvement de l'Immigration et des Banlieues). Все вырученные от продажи альбома деньги направляются в фонд Ассоциации.

АЯМ – яркие представители самобытного музыкального направления известного по всему миру как «лё рап франсэ». Отказавшись от копирования американской сцены, ребята нашли собственный стиль и заговорили вслух о том, что реально волновало людей их поколения. Благодаря их усилиям французская рэп-сцена вышла на качественно иной уровень. Такое поведение может, да наверное, должно, стать примером для молодых рэп-групп, появляющихся в разных уголках планетах. И, конечно, в России.

по теме:
http://www.iam.tm.fr/
http://pageperso.quaternet.fr/IAM/iam.htm

offline
Ответить с цитированием