Взяли как то интервью как у звукаря, я Мирона подтянул) Может кому интересно будет почитать.
"В этой рубрике мы ещё ни разу не говорили о записи хип-хопа в классическом его понимании. Об этом расскажет один из самых популярных на данный момент рэпе- ров Oxxxymiron на примере трека «Признаки жизни», со бранного в студии SuperFly Records.
Oxxxymiron, Мирон Фёдоров:
«Признаки жизни» — просто сумма моих переживаний и ощущений на момент написания — осень 2012 года. Я до этого был в глухом андеграунде, работая офисным клерком. И тут начался очень резкий подъём в плане известности, когда то, к чему я шёл более десяти лет, неожиданно начало материализоваться в течение буквально нескольких месяцев — миллионные просмотры, концерты-тысячники, первые серьёзные гонорары, премии. Все сомнения по поводу этой эволюции я выразил в «Гремлине», который вышел на пару месяцев раньше, а дальше следовало очень нервное время, когда стремительный рост популярности и запросов намного превышал возможности нашей небольшой команды друзей. «Признаки Жизни» — это саундтрек к эдакому личному триумфу, написанный, когда я понял, что всё, как минимум, предварительно, получилось, наперекор всем законам и обстоятельствам.
Разбирать собственные тексты считаю нескромным и не правильным, этот трек продолжает ту же линию, которую я за дал в 2008-ом первыми треками. То есть в нём есть необходимая для меня доля грязи, пафоса и стёба в равной пропорции. По звуку единственным ориентиром была некая эпичность, заданная минусом. Поэтому в плане уровня звука минус звучит чуть ли не по-рокерски, на много громче, чем это принято в хип-хопе, особенно в третьем куплете, где он мутирует в некое драм-н-басовое крещендо, перестраивая читку под 180 ударов в минуту. Мы не добивались чистоты звука, тем более, что всё делалось в дикой спешке, парал лельно с монтажом клипа. По мню, я был охрипшим после только что прошедших концертов, а Андрей заставлял меня петь припев, так как считал, что читки нараспев недостаточно и в конце надо попытаться со здать вокалом некое «около-«Аквариумное» звучание. Разумеется, это не вышло, но, как обычно бывает, вышло что-то другое, не менее занятное».
Андрей Ясеновский, звукорежиссёр:
«Запись происходила у меня на студии. Понтов особых нет, просто стоит будка, похожая на шкаф, обделанная внутри мап- писилом. Приехали Мирон с друзьями, по-моему, с ним был его концертный директор Ма май, который тоже поучаствовал в записи. Бит сделал петербургский битмейкер 81тр!е, засемплировав какой-то эпический музон, похожий на саундтрек. Я добавил паузы, небольшие спецэффекты. В основном, битмейкеры не очень любят, когда их музыку переделывают.
Поскольку студия ориентируется больше на рэп-аудиторию, то никаких пультов и особых наворотов у меня нет. Надо писать только вокал, мак симум — гитару. В моей аудио карте М-Аudio РгоРiге 610 есть 2 выхода для наушников с регулятором громкости — по сути, мини-микшер. Пульты в данной ситуации будут лишь занимать место или создавать ненужный фон и шумы. Пульты в стиле РгоТоо15 слишком дороги и особо не нужны.
Оцифровка — это то, что важно для студии. Сейчас я склоняюсь в своём выборе к Digilab ADC. Делают его русские, не давно, к сожалению, умер основатель, но, вроде, они продолжают существовать, этот АЦП даже предпочёл западным аналогам Андрей Субботин, а это человек, который, по слухам, придумал мастеринг в России.
Предусилитель, использованный для записи — Long Stereo Channel — тоже продукт отечественного производства, выглядит невзрачно, но хвалят его самые лучшие уши России, говорят, это что-то на уровне с Millenia. Всякие бюджетные DBX и прочее рядом не стоят.
Я использую, в основном, софтовые плагины, работаю в Logic Pro. Хочу заметить, что на «Макинтоше» звук совершенно другой, в отличие от Windows, причём серьёзно. Ведётся много споров на этот счёт, но это факт, это слышно.
А, вот, платины работают очень похоже. Сравнивая разные компрессоры и эквалайзеры, я пришёл к выводу, что все они одинаковые. И выбор зависит лишь от удобства и при вычки. Мой любимый плагин — Izotope Ozone. В сфере звукорежиссёрства я предпочитаю мейнстрим.
А сам процесс сведения происходил тоже довольно интересно. После записи Мирон улетал в другой город на концерт, на котором он и презентовал клип на эту песню. Поэтому работа происходила в режиме цейтнот. Но я привык работать быстро, и поэтому мы справились.
Работали онлайн, я сводил, пересылал, Мирон вносил замечания. И где-то к 5 утра мы успели закончить.
Конечно, самый главный инструмент в этой песне — это голос. И мы записывали этот инструмент часов шесть, шаг за шагом, стараясь приблизиться каждая строчка были понятны слушателю.
Микрофон — АКС С414, классический, уважаемый во всём мире, наравне с Neumann и ещё парочкой брендов. Он должен быть на каждой уважаемой студии. По крайней мере, на Западе он есть во всех и мелькает во многих студийных видео — от Ryan Leslie и Outkast , до The Lonely Island. Он даёт очень прозрачный звук, который легко поддается пост-обработке.
Поскольку статью, видимо, будут читать и начинающие музыканты и звукорежиссёры, скажу: есть такой микрофон «Октава 319». Мы с пацанами следим за западным андеграундным хип-хопом — и такой уважаемый в узких кругах человек как Kev Brown спокойно писался именно на него. Первый альбом Смоки Мо «Кара Тэ» записывался на кухне на Rode за 300 баксов и сводился на каких-то старых колонках, чуть ли не от проигрывателя винила. И этот альбом стал легендарным для русского рэпа. Главное тут — не микрофон, а рвение и желание творить, а творить можно на чём угодно.
Каждый раз, когда я кого-то записываю, будь это «парень с района» или будущая звезда из Англии, я стараюсь вдохновить этого человека на запись ХИТА. Хотелось бы, чтобы человек ду мал о том, что это будут слушать миллионы,и относился к записи намного ответственнее. К сожалению, люди приходят, в основном, с мыслями: «Пусть, хотя бы, моим друзьям понравится». Но в случае с этой песней её успех превзошёл все мои ожидания, я всерьёз считаю, что она как-то повлияет на это поколение. "
http://cs413817.vk.me/v413817982/3af9/MY5yNIlwhKA.jpg http://cs413817.vk.me/v413817982/3b01/0RZtAFnrH8M.jpg http://super-fly.ru/SuperflyOxxxy.pdf