ВОПРОС: Словом "эзотерический" пользовались с каким-то особенным священ¬ным чувством. Не могли бы сказать, что заставляет вас исполь¬зовать его, придавая оттенок юмористического и нелепого?
ОТВЕТ: Вопрос от йоги Чинмайи.
Слово "эзотерический", означает скрытый — это нелепо, потому что не¬чего скрывать. Все оче-видно, Бог очевиден. Если вы не можете его видеть, то не потому, что Бог скрыт, но потому, что вы держи¬те свои глаза закрытыми. Есть солнце, есть свет. Если вы держите глаза закрытыми, то-гда вы и солнце назовете "эзотерическим". Это означает, что вы хотите признать, что у вас закры-ты глаза. И возлагаете ответственность на само солнце. "Что мы можем сде¬лать, если Бог скрыт? Ответственность несет он". И священники очень любят это слово, потому что если Бог очевиден, тогда за¬чем нужны священники? Бог должен быть скрыт, а если не так, тогда он должен быть где-нибудь спрятан! Тогда возникает по¬требность в священнике — посреднике, который будет по-свящать вас в вещи святые, который будет помогать вам, будет вести вас к скрытому миру исти-ны.
Истина совершенно очевидна. В дзен говорят: с самого начала ничего не скрыто. Это есть дек-ларация истины, потому что слово "эзоте¬рический" нелепо и глупо.
А вы говорите: "Словом "эзотерический" пользовались с каким-то осо¬бым священным чувст-вом..."
И так же не существует ничего священного. Жизнь проста, в ней нет ничего священного и ни-чего мирского. Все мои усилия здесь на¬правлены на то, чтобы помочь вам преодолеть противоре-чие между мирским и священным. Мирское - должно стать священ¬ным, а священное - мирским. Вот почему я настаиваю, что вы дол¬жны оставить себе часть мира рынка и медитировать. И ме-дита¬ция не должна быть отделена от жизни: она должна происходить среди жизни, она должна стать частью жизни — органической час¬тью, а не чем-нибудь взятым отдельно. Ваш храм должен нахо¬диться в самой середине рынка, и все различия между священ¬ным и мирским должны быть устранены.
Жизнь едина.
Но снова приходит священник. Он хочет внести противоречия, он хо¬чет разъяснить вам, что ваша жизнь ужасна, что ваша жизнь су¬етна, что вы — существо мирское. Он человек духовный, он пред¬ставляет собой что-то высшее, стоящее над вами, для вас недося¬гаемое. Он праведен, вы неправедны, он — святой, вы — грешник.
Эти различия должны быть созданы, эти различия от эго: кто-то бо¬гат, кто-то беден — тогда может существовать эго. Эго может су¬ществовать только при разделении на низшее и высшее: "Этот мир погряз в грехе".
Человек, который живет обычной жизнью — любит жену, детей, ходит на работу — есть за-урядное человеческое существо, осуждаемое священниками и так называемыми Махатмами. Они эксплуати¬руют так называемого заурядного человека, они живут за его счет, они сосут его, но они праведны, они духовны. Их руки ни¬когда не бывают грязными, потому что они не работают, они не ка¬саются жизни. Они остаются далеко в стороне, они "праведны". А человек, который просто живет, — не праведный.
Если вы заглянете глубже, вы обнаружите: слово "священный" основа¬но на разделении, иду-щем от эго.
Что священно, что несвященно? Если Бог везде, тогда все священно. Если Бог в камне, в дере-ве, в мужчине, в женщине, — тогда все священно. Бог везде и во всем. Бог — единственная ре-альность, тогда как может что-нибудь быть не божественным? Даже дьявол должен быть божест-венным. И в слове "дьявол" есть определенная красота: оно происходит от того же корня, что и слово "божест¬венный", дьявол должен быть божественен, иначе он просто не может быть.
Поэтому я хочу разрешить все противоречия, так как эго существует на разделении. Поэтому я не говорю о том, что священно, а что заурядно. По мне, ординарность есть экстраординарность, мир¬ское — священно, повседневная жизнь есть жизнь праведная, поэ¬тому я не использую слово "эзотерический", оно нелепо.
Оно вредит многим людям, поскольку есть много людей, которые счи¬тают, что если в религии все ясно, тогда где они будут искать приключения для своего эго. Если нет ничего закрытого из-на¬чально, тогда их эго не бросает вызов. Деятельность эго вызыва¬ется только препятствиями. Они чувствуют себя очень хорошо, их эго в постоянной борьбе.
Что касается меня, Бог — реальная возможность, ничто иное так не до¬ступно. Бог вовсе не не-доступен. Он прямо перед вами, он не спрятан. Он держит вас за руку, он на вашей стороне. Он в вашем ребенке, в вашей жене, в вашем муже. Он в вашем враге, в вашем друге, он окружает вас везде: вы существуете в океане Бога. Но когда эгоист становится в тупик, он спрашивает: "Тогда в чем же смысл?" Эгоист готов идти к Луне, потому что это невозможно. Эгоист готов подняться на Эверест, потому что это невозможно.
До тех пор, пока вы не избавитесь от эго, вы никогда не увидите Бога.
Эго есть то, что я имею в виду, когда говорю, что ваши глаза закрыты. Эго — те шоры, кото-рые их закрывают. Отбросьте шоры и вы об¬наружите, что с самого начала ничего не было скрыто и нет ниче¬го, что не было бы священно, какой же смысл вносить такое разде¬ление? Я не вношу. Я не священник, не Махатма, не святой. Я со¬вершенно обыкновенный человек, такой же обыкно-венный, как все.
Вся моя работа состоит именно в этом: провозглашать, что обыкно¬венное человеческое бытие — божественно. Обыкновенные челове¬ческие существа, подобные мне, — божественны. Вы бо-жественны тоже.
люблю я его
