-Цитата от Унылый Кот
-Цитата от L'ÉTRANGER
-Цитата от LapTop
Сегодня я хочу бмв, а завтра я не выспался, кляну по чем зря всех фрицев и еду в салон за японцем
Это тоже детерминированность. Твое физическое состояние, вызванное обстоятельствами (недосып), склонило тебя к определенному варианту.
Не детерминированные действия априори невозможны!
Добавлено через 5 минут 59 секунд
позже продолжим, щас занят...
Добавлено через 20 часов 1 минуту 18 секунд
-Цитата от Унылый Кот
Конечно у всего есть причины, которые видны ПОСЛЕ. Смотря назад, ты можешь сказать почему, кто-то что-то сделал. Но будущее не предрешено.
И я никогда не возвышал человека и никогда не говорил, что существует "чистая воля" как ты ее описываешь.
Я приводил метафору с кокосом, которая как раз это и говорит.
------------
Если смотреть на этот вопрос с радикальной точки зрения философии-спекуляции то да. Если смотреть на это безэмоционально, рационально и логично, то конечно у свободы есть градации.
------------
Вот именно, ты веришь в детерминизм мира, который большинство людей не наблюдает - тебе стоит приводить доказательства.
Иначе человечество будет и дальше спокойно жить, без предопределенности.
Повторяю в очередной раз - я пока не говорю о детерминированности вселенной, это сложный вопрос в котором еще предстоит разобраться, - я говорю о детерминированности человеческого поведения.
В физическом смысле, будущее действительно создается здесь и сейчас. Перед тобой стоит сетка возможностей, и делая выбор, ты открываешь новую ветвь вариантов развития событий. Делаешь еще один выбор, и создается новая разветвленность. Пока выбор не сделан - всё возможно.
Но на практике, твой "выбор" представляет собой скорее следование алгоритму поведения свойственному твоей личности, воспроизведение склонностей и расположенностей.
Если ты мужчина, мусульманин, с юридическим образованием, то ты будешь вести себя так, как свойственно вести себя мужчинам-мусульманам-юристам, но не как американец-брокер, или индуист-монах. И в предстоящих жизненных ситуациях, единственный вариант поведения тебе доступный, это поведение м.-м.-ю., и никакой другой - ибо нельзя не быть собой.
Если ты Ваня Иванов, то ты обречен вести себя всю жизнь как свойственно Ване Иванову, и поведение Пети Носкова тебе не доступно. Поэтому во всех моментах так называемого "выбора", твоим всегда является один вариант, и этот вариант определяется твоим прошлым, а не тобой лично. Ты не сможешь прыгнуть выше головы, и сделать выбор тебе не свойственный, а значит и момента выбора как такового нет.
Про поведения ясно. Речь скорее в том, допускаешь ли ты, что мусульманин юрист, может повести себе хотя бы на 0.1% не как мусульманин юрист?
На самом деле довольно занятный вопрос, я о нем не задумывался особо раньше. И я сейчас до определенного места понимаю твой ход мыслей. Но совсем не согласен с радикальностью и не пойму, с чего ты тык уверен в крайности.
Любое твое действие чем то вызвано. Механика действия, если говорить упрощенно, состоит из реализации телом решения мозга.
Решение мозг выдает исходя из информации ранее в него заложенной, - из твоего опыта. Поэтому любое твое действие, есть результат анализа ранее произошедших действий и событий. Невозможно использовать чужой сенсорный опыт, а значит модель поведения у нас априори одна (соответствующая нашему опыту).
Твое действие в теперешнем, вызвано твоим прошлым и формирует твое будущее. Это непрерывный поток причинно-следственных связей. Твое "Я" было как бы вброшено в этот поток, с моментом самоосознания (в 16 лет допустим), и далее оно просто плывет в этом потоке. Ты не избавишься от своего сенсорного опыта (иначе превратишься в животное на рефлексах), а значит ты навсегда принадлежишь своему прошлому.
Именно в факте твоей непричастности к началу запуска потока связей, и в твоем появлении в нем как бы пост-фактум, кроется причина отсутствия ответственности за себя, и корень несвободы.