Показать сообщение отдельно
Мистер Ловкач
Софист и пиздобол
Сообщения: 643
Регистрация: 08.06.2017
Старый пост, нажмите что бы добавить к себе блог 30 сентября 2017, 19:52
  #200 (ПС)
Генрих Корнелий Агриппа: "Оккультная философия".



Часть I. "Философия естественной магии". Аналитика.

Для начала, важно знать, что существует несколько переводов, как минимум два. Один - перевод с оригинала (латыни или немецкого, не знаю), другой перевод с английского издания XVII-го века. Разумеется, я бы советовал читать тот перевод, который сделан с оригинала.
Но, перевод с английского тоже имеет ряд преимуществ. Я хотел бы отметить здесь только одно, как мне показалось самое важное: Когда Агриппа приводит три вида философии, по категоризации того времени, в переводе с оригинала сказано, что это физика, математика и теология. В переводе с английского сказано, что это натурфилософия(естественная философия), математика и теология - такой перевод более верный, поскольку сама физика была составляющей натурфилософии и сформировалась и выделилась как отдельная наука несколько позже.

Также важно понимать, что хоть Корнелий Агриппа был человеком талантливым и проницательным, но далеко не самым ученым, в чем и признается, говоря, что за свою жизнь прочитал не так уж и много книг. Это видно по некоторым его рассуждениям и при прочтении, философов и теологов, которые жили на тысячу лет раньше, во времена Римской империи, видно, что даже их научные познания абсолютно превосходят познания Агриппы. При начале чтения "Философии естественной магии" его рассуждения о природе и ее законах могут вызвать недоразумение в силу своей поверхностности, но преодолев неприятие его довольно примитивных рассуждений и продолжив читать дальше, можно понять, что эта книга глубже, чем кажется на первый взгляд.

Итак. Краткое изложение. В самом начале автор говорит о троичности мира: есть мир элементарный, умопостигаемый и небесный. Под элементарным миром Агриппа подразумевает природу. Под умопостигаемым - разум, что бы сейчас назвали ноосферой. Под небесным - мир Бога и ангелов, то есть духовных существ. Первя часть книги, а именно "Философия естественной магии" посвящена описанию мира элементарного и взаимодействию с ним, аналитику на которую я и пишу. Последующие части посвящены, соответственно, описанию двух других миров.

За основу Агриппа берет теорию Платона о "мире идей" и придает ей более мистический смысл. Он говорит о духовном начале всего сущего, что дух первичен и он порождает любую материю и стоит выше ее, как бы руководя ей, также как Бог, будучи бестелесным Духом, создал материальный мир. Здесь идет важнейший критерий в философии Агриппы, то, что он называет Душа мира. Душа мира - это духовное начало и энергия пронизывающая весь мир, в особенности мир материальный. Как утверждает автор, с помощью Души мира, Бог структурировал вселенную и управляет ей.
Далее он объясняет, что такое оккультные(скрытые) свойства вещей. Оккультные свойства вещей - это и есть, по словам Агриппы, та самая душа мира, духовное начало, которое пронизывает все вещи в мире. С помощью этого, можно использовать вещи элементарного мира и взаимодействовать с ними, достигая различных целей, как приобретения различных благ, так и общения с духами. Это и называется магией, то есть манипуляция веществами.

Далее книгу можно описать как сборник коротких пояснений относительно всех видов теоретических и практических магических знаний и практик.

Аналитика. Критика. Плюсы и минусы. Книгу советую прочитать именно тем, кто является, так сказать, сторонним наблюдателем и не знаком с оккультизмом, в первую очередь. Хоть в самой книге немало ошибок и сам Агриппа признается, что мог их допустить и призывает читателя не соглашаться с теми его положениями, которые могут оказаться неправильными. Но сама эта книга является неплохим структурированием оккультных знаний и иллюстрацией оккультного мышления, в принципе. Так что тут важно не то, что именно он говорит, а как он рассуждает, это является хорошим изображением мышления мага, как такового или человека, находящегося внутри подобного вида наук.

Критика. 1. Во многом автору присущая резкость суждений и отсутствие проверенности многих утверждений.
2. Книга является сборником трудноисполнимых рецептов, разбавленных теоретическими знаниями. Вот бы разделить их, отдельная часть теории, отдельная - практики. Но они смешаны, что может вызвать большое неудобство во время чтения, для людей, которые интересуются именно конкретной частью теоретических или практических знаний.

Главные критикуемые положения. 1. Это, в первую очередь, сама Душа мира. При всем нежелании Агриппы противоречить церкви он, тем не менее, говоря о Душе мира, начал идти в разрез с церковным учением, поскольку в церковном учении такого понятия не существует. Да и подобное утверждение может некоторым образом противоречит со здравым смыслом, поскольку тут может быть выдавание физических и химических явлений и взаимодействий за духовно-мистические.
2. Утверждение, что душа человека может воздействовать на какие-либо предметы, кроме своего тела. Это очень давний и спорный вопрос. Агриппа утверждает, что колдовство, к примеру, может происходить силой человеческой души. Это противоречит мнению большинства тогдашних мистиков, утверждающих, что колдовство осуществляется исключительной силой демонов, но при посредничестве человека, то есть, колдун является лишь наводчиком, который указывает злым духам, что сделать и кому навредить.
3. Воскрешение мертвых с помощью чар. Агриппа утверждает, что это возможно. Многие мистики утверждали обратное, обосновывая тем, что невозможно вытянуть душу из рая, ада или чистилища, что это под силу лишь Богу, а если тело умершего движется, то это демон извне лишь перемещает его в течении некоторого времени.

С точки же зрения человека, скептически настроенного, это литературное произведение может являться иллюстрацией мышления магов того времени, их интеллектуальной и культурной составляющей, а также их отношения к остальному миру и другим мировоззрениям, а именно светской власти и церкви.

Также прочитав эту книгу, человек, уже обладая какими-то общими познаниями в данной области, сможет решить для себя, нужна ли ему магия и изучение оккультизма в дальнейшем или нет.

offline
Ответить с цитированием